Астрахань

Астрахань находится в 1 534 километрах к юго-востоку от Москвы, на островах дельты Волги. В этом уникальном месте проходит множество рукавов и проток волжского русла, поэтому одной из достопримечательностей города считается множество мостов.

На протяжении нескольких веков Астрахань была перекрестком торговых путей между Европой и Азией.

Сегодня Астрахань — крупный промышленный и культурный центр, важнейший пункт перевалки грузов с железной дороги на морской и речной транспорт, — и наоборот. Преобладающими отраслями промышленности в городе являются судостроительная, легкая, пищевая, машиностроительная и металлообрабатывающая.

О, русский бунт!

По легенде, Астрахань была основана татарами недалеко от развалин древнего города Итиль — столицы Великой Хазарии. После распада Золотой Орды в последней четверти XV века Астрахань сделалась столицей Астраханского царства. За свое кратковременное существование царство все время страдало от усобиц и раздоров. Один хан сменял другого. Чувствуя свою слабость, астраханские ханы уже с начала XVI века начали искать поддержки у Москвы. При Иване Грозном Астраханское царство платило дань Москве, а когда ее хан Дервиш Ален завел сношение с крымом, московская рать заняла Астрахань. Царство пало. Это был 1557 год.

После присоединения Астрахани к России она была укреплена н снабжена гарнизом из стрельцов. Положение города было опасно: со всех сторон ему угрожали кочевники, а кроме того, он стоял на пути, по которому казацкая вольница отправлялась в Каспийское море.

В 1605 и 1606 годах Астрахань была разграблена терскими и донскими казаками. Городу постоянно угрожали калмыки и татары. А в 1670 году под стенами Астрахани появился Стенька Разин. Стрельцы перешли на его сторону. Воевода Прозоровский был сброшен с колокольни, подьячие, головы и боярские дети были перебиты — в городе было введено казацкое управление.

В 1671 году Астрахань была взята правительственными войсками. Но уже спустя 4 года в Астрахани опять вспыхнул бунт против петровских реформ. Воевода, дворяне и офицеры были перебиты. Разнесся слух, что царь хочет насильно русских девиц выдавать замуж за немцев. Бунт был усмирен фельдмаршалом Шереметьевым. После умиротворения Поволжья Астрахань начала быстро развиваться.

Лица — одно оригинальней другого…

В «Путеводителе по Волге» 1903 года читаем: «С Волги города почти невидно. Он весь загорожен нескончаемыми рядами барж и других судов, загромождающих Волгу во всю ее необъятную ширь. На реке царит оживление. По всем направлениям бегают пароходы и баркасы, разводящие длинные вереницы барж и лодок. Много морских паровых и парусных шхун. На пристанях, заваленных грузами, кипита как в муравейнике работа.

Первое, что поражает путешественника в Астрахани, — толпа».

«Зеленые халаты и пестрые чалмы бухарцев, черные чухи армян, высокие конусы персидских бараньих шапок, голые груди и лохмотья калмыков, серые кафтаны ногайских татар… Лица — одно оригинальнее другого…» — писал Немирович-Данченко.

В 1903 году в Астрахани проживало свыше 150.000 жителей.

Купец здесь правит торг…

Конец XIX- начало XX веков — особый этап в развитии российской экономики. Начинался процесс становления товариществ на паях и акционерных обществ. И Астраханский край не составлял в этом отношении исключения из общего правила.

К 1913 году в Астрахани, Астраханской губернии, а также в Царицыне (Волгограде) было 31 товарищество, связанное с рыбной и рыбоконсервной торговлей. В кирпичную промышленность края проникло «Южно-русское товарищество «Керамик». Этому обществу в Астраханском уезде принадлежал крупный кирпичный завод «Керамик» с производством кирпича до 7 млн. штук в год.

В этот же период акционерное общество «Братья Нобель» становится полным хозяином в торговле нефтью и керосином. Пристани общества имели в Царицыне, Камышине и многих других волжских городах.

Железнодорожная лихорадка, охватившая в конце XIX века всю страну, Астрахань затронула не сразу. Но вопрос о соединении Астрахани с общей сетью железных дорог был предметом всеобщего внимания и обсуждения в течение примерно 25 лет (с конца XIX до начала XX в.). В его обсуждении принимала активное участие общественность городов Астрахани, Царицына, Камышина и Саратова, а также местная печать. С соответствующими ходатайствами к правительству обращались Астраханская Городская дума, Биржевой комитет, местное дворянство, астраханские губернаторы. Кроме того, заинтересованные в осуществлении этого предприятия два акционерных общества (Юго-Восточных железных дорог и Рязано-Уральской железной дороги) также представили в правительство подробные записки и разработанные проекты строительства Астраханской железной дороги.

Правительство, в лице Особого присутствия при Комитете Министров, в 1894 г. также признало неотложной необходимость проведения железнодорожного пути к Астраханскому порту. Было предложено два проекта соединения Астрахани с общей сетью железных дорог по двум направлениям: один — по левому берегу Волги, другой — по правому, от Форпоста через Царицын.

Традиционно значительная часть торговых отношений России с Персией и Средней Азией осуществлялась через Астрахань, долгое время являвшейся единственным, а потом одним из важнейших посредников в торговых операциях с этими рынками. Однако с проведением железных дорог на Баку, а затем на Петровск, Астрахань вынуждена была уступить большую часть своих торговых оборотов новым конкурентам.

5 марта 1899 года на чрезвычайном собрании Астраханской Городской думы было принято Постановление, в котором говорилось, что Дума «…после оживленных прений постановила уполномочить городского голову И. Н. Плотникова и гласного Д. Н. Сергеева принять участие в предстоящем 18 марта совещании при министерстве, ходатайствуя об удовлетворении возбужденных ранее городом просьб о проведении железной дороги на Астрахань по левому берегу с вокзалом в городской черте — как линии, наиболее отвечающей торгово-промышленным потребностям не только Астрахани, но и всего края».

В апреле 1903 года было принято решение правительства: связать Астрахань с центральными районами страны железной дорогой через Саратов. В 1907 г. закончилось строительство железнодорожной ветки Красный Кут — Бузанская пристань, а в 1909 года было открыто движение по линии: Бузанская пристань — Астрахань. С этого момента начинается качественно новый этап экономической жизни и деятельности Астраханского края и порта.

Прошли века. Что посмотреть в Астрахани?

Центральная часть Астрахани — исторически сложившееся ядро — представляет собой остров, омываемый водами Волги, Кутума, Царева и ерика Казачий.

На самом высоком холме — кремль (1580–1620;проектировщик — зодчий Дорофей Мякишев, строители — Михаил Вельяминов, Дей Губастый), спускающийся по левому берегу Волги почти до набережной, с белокаменными стенами, 4 глухими и 3 проездными башнями. Ниже кремля ранее располагался посад (Белый город) с протянутыми вдоль холма и секущими их улицами (планировка сохранилась).

На территории кремля находятся:

Успенский собор (1698–1710, зодчий Дорофей Мякишев) — кубический, 5-главый, с богатым декором фасада и с открытой арочной галереей, составляющий единый архитектурный комплекс с Лобным местом;

Троицкий собор (16–18 в.),

быв. Архиерейский дом (16–18 в.), с домовой церковью,

гауптвахта (1807).

Кирилловская часовня (17–19 в.) и др.

В 1769 был утвержден генеральный план Астрахани (архитектор А. В. Квасов), по которому город получил регулярную планировку с квадратной Генерал-губернаторской (Плац-парадной) площадью, застроенной по периметру зданиями в стиле классицизма: дом генерал-губернатора (1790-е гг.), длинная (ныне заложенная) аркада, Московский торговый дом (1790) и др.; центральная часть города застроена по «образцовым проектам», набережные с усадебными комплексами и особняками соединены с другими частями города многочисленными мостами. В центре бывшего Белого города сохранились подворья восточных купцов, мечети, римско-католический храм Успения Богородицы (1762–78. Астраханская католическая церковь была третьим по времени основания католическим храмом в России (после петербургского и московского). В XIX веке город подвергался реконструкции, были возведены роскошные особняки, банки, торговые заведения в стиле модерн.

Достопримечательности

На территории Астрахани стоит также отметить:

здание бывшего Азовско-Донского банка, 1910, архитектор Фёдор Иванович Лидваль
особняк Губина, конец XIX века;

шатровую башню ограды Спасо-Преображенского монастыря (начало XVIII века) с вставками из полихромных изразцов;

Демидовское подворье (XVII–XVIII века);

церковь Иоанна Златоуста (1763; «восьмерик на четверике» с богатым скульптурным декором; перестроена в XIX века);

собор св. Владимира, 1895–1904 (в советское время в здании располагался автовокзал, в 1999 году храм передан православной церкви);

дом Астраханского казачьего войска, 1906 (архитектор В. Б. Вальковский);

кинотеатр «Октябрь» с уникальным зимним садом-дендрарием;

Индийское торговое подворье;

деревянные жилые дома в «русском», или «ропетовском» стиле.

Приезжайте в Астрахань!


Главные новости
Самое обсуждаемое
Афиши Камышина
c 23 октября 2017
Кинотеатр «Дружба»

c 02 октября 2017
Камышинский драматический театр

Погода в Вашем городе

выбрать другой город
<Триста дней тишины. Прокатилась какая-то буря/ По просторам Сетей – и умолк, и ослеп Интернет...>

<Среди бесчисленных мужчин, Искать защитника так сложно. Кто верен - тот непобедим, И дух сломить мой невозможно. >

<Я осень раннюю и позднюю люблю, От красок осени и воздуха хмелею, И с жадностью курлыканье ловлю Птиц, улетающих туда, где им теплее.>