Путешествие из Камышина на Поварскую…

Кликните для увеличения— Осенью прошлого года я познакомился с удивительными людьми. Произошло это через мою знакомую, хорошо известного в Волгограде критика-искусствоведа Любовь Аркадьевну Яхонтову. Сейчас она работает в Москве... —начал свой рассказ мой собеседник.

Он — человек солидный и сосредоточенный — депутат Камышнской городской думы Николай Евгеньевич Малыгин. На протяжении своей жизни он не раз проявлял неравнодушие к делам культуры и искусства, зарекомендовав себя в общественных кругах, как истинный ценитель прекрасного. Каждое следующее слово в рассказе он произносит медленно, взвешено, осторожно, не желая излишней суетливостью разрушить гармонию того мира, в котором посчастливилось ему оказаться прошлой осенью.

— А побывал я в гостях у семьи Бориса Мессерера и Беллы Ахмадулиной, - продолжает Николай Евгеньевич. 

История на чердаке

У меня в руках книжка со скромным названием «Белла. Борис», подаренная Николаю Евгеньевичу радушными хозяевами. Некоторые называют этот сборник арт-проектом, потому что под одной обложкой здесь разместились проникновенные стихи Беллы Ахатовны (в основном посвящения), огромное количество уникальных черно-белых фотографий из семейного архива, бережно подобранных Борисом Асафовичем, и компакт-диск, на котором Ахмадулина читает свои произведения в свойственной только ей, неповторимой манере. «Глубокоуважаемому Николаю Евгеньевичу Малыгину — дружески!» — выведено размашистым почерком на первой странице. И дата — 21 января 2010. Дело в том, что после знакомства депутат камышинской гордумы еще не раз навещал эту необыкновенную пару.

— Мастерская Бориса Мессерера, где мы встречались, располагается на знаменитой Поварской улице, — продолжает Николай Евгеньевич. — Стоит только ступить на нее — историческая память, вобравшая в себя события здесь происходившие, накрывает тебя с головой. В начале 18 века это был аристократический район, а в 1923 году Поварская была переименована в улицу Воровского — в честь российского большевика, революционера и публициста. Лишь в начале девяностых ей было возвращено историческое имя. Прекрасная классическая архитектура, старинные дома с парадными подъездами. Мастерская художника по традиции расположилась на чердачном этаже. Пока поднимаешься туда, есть возможность рассмотреть дом изнутри. Первое, на что я обратил внимание — невероятно высокие двери под потолок. Казалось бы, такое убранство можно встретить разве что в самом Кремле. Но нет, здесь это «ворота» в обычные людские квартиры.

Тем удивительней, после всей этой роскоши, обнаружить вход в мастерскую художника. Скромная дверь «украшена» простым листом бумаги, прикрепленной обычной кнопкой, на котором фломастером написано всего одно слово — Б.Мессерер. А ведь ни для кого не секрет, что эта мастерская на протяжении многих десятилетий считается неформальной академией изобразительных искусств, словесности и музыки, — своего рода столичным салоном творческой элиты. Здесь все пропитано духом абсолютно великих людей, побывавших здесь и в качестве гостя, и по-дружески. Буквально каждая вещь в прямом смысле — часть нашей истории. Помню, как заинтересовало меня однажды одно красивое кресло. Борис Асафович это явно подметил, потому как подошел ко мне и, как ни в чем не бывало, проронил: «Это подарок Бориса Пастернака. Его любимое кресло». Становится немного не по себе, как только осознаешь, что, перешагнув порог этой мастерской, преодолеваешь своеобразный рубеж между нынешним временем и культурно-исторической эпохой прошлого века.

Борис. Белла

— Николай Евгеньевич, вам довелось увидеть этих людей, без преувеличения символов второй половины 20 века, очень близко, в их повседневности, практически в домашней обстановке. Поделитесь, какие они?

— Борис Мессерер — совершенно легкий в общении человек, скромный, в чем-то замкнутый, со своими проблемами. Все-таки, людям в возрасте (а им с Беллой Ахатовной уже за семьдесят), все труднее становится жить в обстоятельствах, предложенными нашей действительностью. Даже статус академика не помогает, когда человек — безусловно, великий для своей страны — вынужден обходиться в Москве месячным жалованием в тысячу долларов. Мне кажется, что для столичного уровня жизни этого недостаточно. Радует, хотя иначе и быть не могло, что у него есть сподвижники — люди, которые помогают ему разбираться с архивом работ, подготавливать выставки. Считаясь в первую очередь театральным художником, раньше Борис Асафович уделял экспозициям не очень большое внимание. И только в последние года две-три выставки его творчества проходят достаточно регулярно.

Он — человек, обладающий невероятным талантом инсталляций и сценических декораций. Балетная постановка «Кармен-сюита», которую он делал в качестве художника-постановщика вместе с композитором Родионом Щедриным и великой балериной, кузиной Мессерера, Майей Плисецкой, останется непревзойденным шедевром в истории 20 века. Безусловно, это одна из самых смелых, даже революционных страниц в российском балете.

Сегодня Борис Асафович все больше времени проводит в попытках сохранить инфраструктуру высокого искусства для России. Вместе с Зурабом Церетели они каждый год продлевают жизнь Российской академии художеств, которой ввиду отсутствия должного финансирования становится все труднее существовать. К сожалению, искусство оказывается в сложном положении, ведь на все подобные академии уже смотрят с прищуром, подразумевая — а что мы с этого можем получить? На эту непростую для Бориса Мессерера тему мы разговаривали не единожды.

Перечисляя все его многочисленные таланты, все же надо отметить первое, что бросается в глаза — это человек, горячо любящий свою супругу, оберегающий ее, трепетно сохраняющий архивы ее творчества. А как ее можно не любить? Эту совершенно неземную, летящую женщину, от которой даже в этом возрасте исходят эмоции невероятной силы. Порой кажется, что она совершенно не приспособлена к обыкновенной, человеческой жизни. Но, находясь с ней рядом, начинаешь отчетливо понимать, почему Беллу Ахмадулину считали настоящей королевой московской богемы, а такие выдающиеся в своем искусстве личности, как Евгений Евтушенко, Юрий Нагибин, Борис Мессерер беззаветно в нее влюблялись. Хрупкая и элегантная, вместе с тем в ней ощущается твердый, несгибаемый, волевой характер, светлый ум и невероятного масштаба образованность. Для меня Белла Ахмадулина, безусловно, третья русская поэтесса в двадцатом веке после Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. А как нежно относится она к своему супругу — Борису. В сборнике, подаренном мне, собран целый цикл стихов, посвященных ему. И в каждом — слова глубокой признательности, благодарности, уважения и любви.

Лучший друг человека

— Борис и Белла — люди необычайной душевной щедрости, которая распространяется на все живые существа. Ахмадулина убеждена, что это качество должно обязательно входить в устройство совершенной личности. Одно из его проявлений — их неистовая любовь к собакам. Вот у Бориса Асафовича живет его преданный пес, по собачьему летоисчислению, наверное, ровесник своего хозяина…

Николай Евгеньевич неспешно продвигается вглубь своего рассказа, а в моей памяти всплывает интересный факт из биографии Беллы Ахмадулиной. В советские семидесятые она по всем правилам людских похорон, в присутствии многочисленных именитых гостей проводила в последний путь свою любимую собачку, соорудив ей даже памятник. Многие тогда сочли ее сумасшедшей, другие обвиняли в «антисоветчине» и писали доносы на «буржуазную семейку» в Союз писателей. На это Белла Ахатовна ответила многим позже в одном из интервью: «Взаимоотношение с живыми существами обязательно для человека, хотя оно причиняет много страданий: всю жизнь с детства меня преследует боль за бездомных животных, и вечно я кого-то подбираю и приношу домой, а теперь вот еще и дочерям отдаю…». Эти взгляды полностью разделяет с Беллой Ахмадулиной и ее супруг.

— Не забуду трогательный момент, когда Борис Асафович при мне по телефону долго выяснял, какие документы надо оформить, чтобы привезти свою собаку на открытие выставки в Санкт-Петербурге, — одно только воспоминание об этом вызывает на лице серьезного депутата улыбку умиления. — Потом, он еще некоторое время искал гостиницу, в которую его пустят с любимым питомцем. Такое отношение к собаке кому-то может показаться смешным, но, мне кажется, — это многое говорит о человеке.

Ответный визит

— Николай Евгеньевич, нет ли в планах Беллы Ахмадулиной и Бориса Мессерера посетить когда-нибудь наш регион? Думаю, для всех его жителей это стало бы большой честью!

— В апреле этого года, когда я снова навещал их, мы долго беседовали. Борис Асафович с интересом расспрашивал о Камышине, Волгограде, других городах Поволжья. Пользуясь случаем, я предложил совершить непростое для их семьи путешествие — посетить Камышин. К моему удовольствию, эта идея вызвала большой интерес. То есть вполне возможно этим летом в историю Камышина будет вписана новая страница — творческий визит Бориса Мессерера и Беллы Ахмадулиной. Разговор шел о возможности открытия небольшой выставки работ выдающегося художника, о его общении с местными художниками, о мастер-классе для молодых творцов. Может быть, Беллу Ахатовну удастся попросить почитать стихи. Конечно, во многом это будет зависеть от того, как будут чувствовать себя эти прекрасные люди нынешним летом. Но я убежден, если все получится — для города Камышина это станет великим событием.

Справка infokam.su

Борис Асафович Мессерер — народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ. За создание декораций и костюмов к балетам Д. Шостаковича «Клоп», Л. Делиба «Сильвия», драме М. Цветаевой «Три возраста Казановы», комедии П. Кальдерона «С любовью не шутят» в 1987 году награжден серебряной медалью Российской академии художеств, а в 2001 году ему присуждена золотая медаль Академии художеств. Он президент Ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы, член Союза художников, член Союза кинематографистов, член Союза дизайнеров и член Союза театральных деятелей.

Белла Ахатовна Ахмадулина — советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины XX века. Член Союза российских писателей, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Участница знаменитой пятерки поэтов — «шестидесятников» наряду с А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Р. Рождественским, Б. Окуджавой, которые сыграли огромную роль в возрождении общественного самосознания в стране в период «оттепели».

 


Ваш комментарий

Поля выделенные жирным обязательны для заполнения.

Ваше имя:
Содержание комментариев является частным мнением граждан, их написавших, и может не совпадать с мнением Администрации интернет-портала. Администрация интернет-портала не несет ответственности за содержание комментариев.

Запрещены комментарии, противоречащие законодательству РФ, содержащие нецензурные выражения и оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и прочих характеров, а также ссылки на источники информации, не имеющие отношения к обсуждаемой теме. Длина комментария ограничена 1000 символами. Также действуют некоторые другие ограничения — смотрите Правила.
E-mail:
Хочу сказать:

Осталось символов.
Защита от роботов:
секретный код

Люди комментируют

Большое спасибо за рассказ. Особенно сегодня важно узнать о Белле что-то новое...
Лариса [Гость] @ 03 декабря 2010, 21:57
Главные новости
Самое обсуждаемое
Афиши Камышина
c 26 января 2018
Камышинский драматический театр

<Триста дней тишины. Прокатилась какая-то буря/ По просторам Сетей – и умолк, и ослеп Интернет...>

<Среди бесчисленных мужчин, Искать защитника так сложно. Кто верен - тот непобедим, И дух сломить мой невозможно. >

<Я осень раннюю и позднюю люблю, От красок осени и воздуха хмелею, И с жадностью курлыканье ловлю Птиц, улетающих туда, где им теплее.>