Вопросы о соблюдении поста, жизни православного христианина и многие другие

В этом году 7 марта Православная Церковь вступает в Великий пост — пост года, предваряющий собой светлый Праздник Воскресения Христова (24 апреля). Великий пост разделяется на несколько недель, у каждой из них свой смысл и символика. О смысле поста и его духовном значении, жизни православного христианина и многие другие вопросы вы можете задать старшему священнику Никольского кафедрального собора иерею Алексию Кузнецову.

Здесь, в комментариях вы можете задавать вопросы. Здесь же, по мере поступления вопросов мы будем публиковать ответы на них.

 

Ольга: Здравствуйте! Идёт пост, когда можно собороваться, как подготовиться к соборованию?

— Елеосвящение, которое иначе называют Соборованием, есть таинство исцеления. Ни с одним из церковных таинств не связано столько предрассудков и суеверий, как с ним.

Почему-то люди убеждены, что это подготовка к смерти, и именно перед нею и необходимо к этому таинству прибегать. Почитают Соборование как напутствие перед смертью в жизнь вечную, в загробный мир. Суеверие в некотором смысле можно назвать самопроклятием, и к истине этого таинства и к его скрытому смыслу подобное убеждение не имеет ни малейшего отношения. Хотя справедливости ради следует сказать, что суеверия эти имеют под собой реальную почву.

Порождены они западным христианством, которое веками рассматривало Соборование, как «последнее помазание». Одно время его откровенно называли «таинством смерти». В средние же века принимавших его лишали права делать завещания и считали их уже за умерших. Такое отношение к этому таинству, естественно, наложило на него печать страха и ужаса, что отчасти и перешло на Русь, породив самые невероятные суеверия.

Однако изначальный смысл Соборования вовсе не в приготовлении к смерти, а в приуготовлении к жизни. Истинный смысл его — в исцелении от болезней телесных и болезней духовных. Именно так оно и понималось во времена первых христиан, которые помазывались елеем ради исцеления от болезней, для прощения грехов. Тогда же, в те древние времена, в определенный день один раз в году это таинство совершалось над всеми, пришедшими в храм.

Апостол Иаков свидетельствует: «Болеет ли кто из вас, да призовет пресвитеров Церкви, и молитву сотворят над ним, помазующе елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему».

Необходимо заметить, что в православии больные занимают особое место. У них есть и своё назначение в жизни, ибо их страдание имеет искупительную и спасительную ценность (в той мере, в какой оно присоединяется к страданиям Христа, которыми Он и спас человечество). Конечно, можно спросить, зачем страдать, быть прикованным к постели, может быть даже без всякой надежды на выздоровление? Кому такое страдание может пойти впрок, и зачем его продлевать, если болезнь неизбежно должна кончиться смертью?..

Представим себе коммунистического активиста, больного туберкулезом, приговоренного доживать свои дни в гипсе или безнадежно прикованного к постели какой-либо ужасной болезнью, например, раком. Какое утешение могут принести ему речи о победоносном движении к земному раю человечества, освобожденного от всякого гнета? Заболев, он ничем больше не может помочь возникновению этого нового мира. Никакой задачи тут для него не предусмотрено. Его уделом остаётся только отчаяние. Всякая такая теория, не уделяющая места страданию, в себе самой содержит своё собственное осуждение, ибо страдание никогда не исчезнет из человеческой жизни.

Только православие смотрит открытыми глазами на болезнь, как впрочем, и на всякое страдание. Телесные страдания больного представляют собою зачаток славы в будущей жизни. Как инвалид войны имеет право гордиться своими ранениями, как рабочему или матери, трудящейся дома, не приходится краснеть за свои мозолистые руки, так и больной, с верой и любовью переносящий свои страдания ради великого дела искупления мира, превращает их во славу для жизни вечной.

Иным словами, когда человеку становится трудно, тяжело, он ищет подмоги. Ничего в этом нет удивительно или зазорного. Но вот от кого принимать помощь, далеко не всё равно. Лучше брать её из рук Творца, от Церкви Христовой. Среди основных семи таинство Елеосвящения специально предназначено для помощи нам в жизненном пути.

Это тайнодействие, состоящее в молитвенном призывании Святого Духа с конкретной и единственной целью облегчения участи больного человека.

Оно преимущественно состоит в исцелении, либо в безболезненной и безгрешной кончине. И то, и другое для болящего — благо.

В чём же ещё заключается таинство? Внешне — семикратном помазании освящённым елеем, то есть маслом, и молитвенном призывании Бога. Причем таинство совершают несколько священников, много голосов возносится в молитве о даровании здравия и помощи человеку. Семь раз читается Евангелие о чудесах, совершённых Христом, семь раз — апостольские послания. Молитвенное призывание святых угодников Божиих делает собор ещё более полным.

Таинство Соборования близко по смыслу к таинству Покаяния — это похоже на глубокую полную исповедь. Отличает же их то, что в таинстве Покаяния прощаются человеку те грехи, которые он на исповеди назвал, то есть исповедал перед Богом. А в таинстве соборования отпускаются и те греховные действия, которые по забвению или неведению, а не по утаиванию не были очищены исповедью.

Обратим внимание, что заботиться следует прежде о состоянии души и потом уже о здравии тела. Поэтому к таинству этому никак нельзя подходить, как к некой особой «медицинской» процедуре, которая непременно должна принести нам зримую пользу. Польза, безусловно, будет, но прежде всего духовная.

Как часто мы оказываемся в атмосфере полной лжи, подделываясь и подделывая всю свою жизнь под хорошее мнение о себе, которое ошибочно сложили о нас люди. Мы играем в жизни как хорошие актёры, совсем не думая о логичности и греховности такого состояния. Со всех сторон нас соблазняют. Соблазны эти иногда принимают невероятно замысловатые формы. И перед таким сильным натиском наших страстей нужны также сильные средства. И их надо искать не у колдунов, экстрасенсов, белых и чёрных магов, не у противника, а у родного. Кто нам роднее Христа?! И где лучше душе человеческой, чем в Церкви?!

Часто люди боятся, что появление священника у одра тяжелобольного лишит его последних надежд, окончательно сломит жизненную волю и этим нанесёт последний удар. Это — грубая ошибка уже потому, что больные часто бывают более мужественны, чем думают; нередко они вполне сознают своё положение, но со своей стороны боятся огорчить окружающих, высказав то, что они сами думают...

И, во всяком случае, грубейшая ошибка — лишать опасно больного человека помощи священника. Со стороны детей по отношению к родителям это может быть даже самая тяжкая провинность, какую только можно вообразить…

Таинство совершается на дому, у постели болящего, а сейчас, в Великий Пост, проходит общее Соборование в храме. Практически здоровые люди соборуются обычно один раз в год. Для серьёзно больных это таинство совершается индивидуально в любое время. Как только человек серьёзно заболел, необходимо позвать священника.

Таким образом, Церковь продолжает на земле то дело любви и милосердия, начало которому положил Господь Иисус Христос.

Таинство елеосвящения (соборования) будет совершаться в Никольском кафедральном соборе по понедельникам:
4 апреля — в 8.00
11 апреля — в 16.00


Галина: Здравствуйте уважаемый Алексий!
Если позволите, у меня два вопроса, но, извините, не по данной теме.
1. Часто заходя в храм и ставя свечи около иконы, бабушки (служители, надо полагать), или сразу переставляют свечу, или гасят её при мне. Разве это правильно, разве так можно?

— Есть такая проблема: многие люди хотят, чтобы поставленная ими свеча догорала до конца, или почти до конца. Но ее переставляют или тушат, гасят и бросают в ящик — это, конечно, приносит человеку, который стоит в стороне, скорбь, и неудобства, и неприятность. Свечой, которую он поставил от всего сердца, с молитвой, с надеждой, с любовью, — кто-то распоряжается. Поэтому с этими переставлениями нужно быть более осторожными. Лучше попросить поставить еще один подсвечник побольше, раз есть потребность к иконе ставить свечи. И таким образом решать этот вопрос, а не смущать людей, которые приходят в церковь ставить свечи, а их свечи немного погорят, и потом их гасят и бросают в ящичек, ставят новую свечку. Это непозволительно, оскорбительно для многих.

Советую вам подойти и обжаловать действия этих «благословенных» бабушек священникам собора. Примерно я могу вам объяснить, что именно они делают. Просто они берут свечи с тех подсвечников, где их больше, и ставят туда, где свечей мало. Конечно, лично вам и вашей молитве от этого не будет хуже. Но так поступать, конечно, нельзя. Потому я вам советую обратиться к священству собора.

2. Заказывая молебен о здравии, мне объяснили, что мы все больны от рождения, а истинно болящие, это те, которые прикованы к постели. В другом храме сказали, что это ошибочное мнение.
Пожалуйста, внесите ясность. Спасибо.

— Мы действительно больны с самого детства, по причине того, что грешим. А заказывая молебен о здравии болящего, мы имеем ввиду какой-нибудь физический недуг.


Vic: Ваша церковь называется Ортодоксальная автокефальная церковь византийского толка а православие(НАЗВАНИЕ) украдено у русской ведической веры.

— Православие — это перевод греческого слова «ортодоксия», поэтому название «Ортодоксальная» или «Православная» церковь равнозначны.


Штабной Виктор: Спасибо за поддержку и хочу поздравить Вас и всех прихожан с великим праздником Пасха и пожелать всем здоровья мира и добра.

— И вас так же с праздником Светлого Христова Воскресения! Спасибо за поздравление. Христос Воскресе!


Ваш комментарий

Поля выделенные жирным обязательны для заполнения.

Ваше имя:
Содержание комментариев является частным мнением граждан, их написавших, и может не совпадать с мнением Администрации интернет-портала. Администрация интернет-портала не несет ответственности за содержание комментариев.

Запрещены комментарии, противоречащие законодательству РФ, содержащие нецензурные выражения и оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и прочих характеров, а также ссылки на источники информации, не имеющие отношения к обсуждаемой теме. Длина комментария ограничена 1000 символами. Также действуют некоторые другие ограничения — смотрите Правила.
E-mail:
Хочу сказать:

Осталось символов.
Защита от роботов:
секретный код

Люди комментируют

Отец Алексий и Инфокам чтото я потеряла статью о посте. Поместите ее сюда. Может вы еще размышлениями дополните. Важные мысли заставляют думать.
Ursula @ 15 марта 2011, 07:54

Ursula статью "Размышления о начале Великого поста" можно прочесть здесь: http://infokam.su/n3622.html

Тех. РЕДАКТОР @ 15 марта 2011, 09:59
Здравствуйте! Идёт пост, когда можно собороваться, как подготовиться к соборованию?
Ольга [Гость] @ 28 марта 2011, 13:25
Здравствуйте уважаемый Алексий!
Если позволите, у меня два вопроса, но, извините, не по данной теме.
!.Часто заходя в храм и ставя свечи около иконы,бабушки(служители, надо полагать),или сразу переставляют свечу, или гасят её при мне.Разве это правильно, разве так можно?
2.Заказывая молебен о здравии, мне об"яснили что мы все больны от рождения, а истинно болящие, это те, которые прикованы к постели.В другом храме сказали что это ошибочное мнение.
Пожалуйста, внесите ясность. Спасибо.
Галина [Гость] @ 10 апреля 2011, 16:27
Ваша церковь называется Ортодоксальная автокефальная церковь византийского толка а православие(НАЗВАНИЕ) украдено у русской ведической веры.
Vic [Гость] @ 22 апреля 2011, 07:11
спасибо за поддержку и хочу поздравить Вас и всех прихожан с великим праздником Пасха и пожелать всем здоровья мира и добра
штабной виктор [Гость] @ 22 апреля 2011, 12:48
Главные новости
Самое обсуждаемое
Афиши Камышина
<А я ищу тебя среди толпы И мысль все никак не покидает>

<Триста дней тишины. Прокатилась какая-то буря/ По просторам Сетей – и умолк, и ослеп Интернет...>

<Среди бесчисленных мужчин, Искать защитника так сложно. Кто верен - тот непобедим, И дух сломить мой невозможно. >