Кликните для увеличенияИюль 2010 года принес новость: в Щербаковском природном парке, что расположен в 40 км от Камышина, обнаружена новая пещера. Было известных — восемь, открыли — девятую. Infokam.su в составе редактора Леонида Смелова и водителя Виктора Щипова тотчас отправился на место

 

Куда ж это мы приехали-то, други?

Ураков бугор — пожалуй, самый известный природный и исторический памятник Камышинского района. Возвышающийся над Волгой огромным исполином, он хранит немало тайн, а сказаний о нем так и вовсе не перечесть. А рядом еще знаменитые бугры — атамана волжской вольницы Разина и Настин — по легенде, любимой девушки грозного атамана. И все бугры пронизаны ходами-пещерами. И обо всех них до сих пор идет молва по всей матушке России.

И давно идет. Например, в журнале «Нива» за 1875 год можно прочесть: «На правом берегу Волги много показывают Стенькиных бугров… «Тут Стенька станом стоял, — говорят, — вот здесь шапку оставил, так и зовут это место «Стенькиной шапкой». На том бугре стольничал, там клад положен и заклят. Есть еще на Волге Hаcтина гора. Сам он одно время жил здесь, а Настасья при нем жила».

Пещера, которая не пускала к себе

Обнаруженную пещеру посетили волгоградские (первооткрыватели) и саратовские исследователи. Приехали на место и мы... Но нас ждало разочарование: как сообщил нам начальник отдела рекреации, туризма и экологического просвещения Алексей Капустин, открыла свои тайны (точнее вход!) пещера «Майская», о которой было известно ранее. Впрочем, разочарование длилось недолго. На самом деле, эпитеты «загадочная» и «таинственная» более всего относятся именно к «Майской».

Пещеру «Майскую» открыли совместно 20 лет назад известный волгоградский спелеолог Михаил Годун, саратовский спелеолог Олег Цой и камышинский историк Геннадий Шендаков. Видимо, пещера требовала, чтобы ей на поклон пришли сразу несколько ученых со всего Поволжья. Тогда и была проведена топосъемка.

— Размеры пещеры оказались впечатляющими для Волгоградской области, — рассказал Геннадий Шендаков. — Только разведанная часть составила 950 м! Форма разведанных подземелий — это что-то около 500 метров — чрезвычайно сложна: узкие переходы шириною до 1,5 метра постепенно расширяются в округлые залы до 4-5 метров в диаметре со сводчатыми потолками. В залах можно стоять в полный рост, но отдельные переходы настолько низкие, что их с трудом приходится преодолевать по-пластунски. Мы называли их «шкуродеры».

Однако буквально сразу после открытия «Майской» вход в пещеру засыпало из-за естественных обвалов и осыпей, и она оказалась недоступна для дальнейших исследований. То и дело, в разные года, воздух сотрясали сенсации: «Майская найдена!» Увы, она тут же исчезала. Последние годы ее искали особенно тщательно. Но пещера словно не пускала к себе — то не найдут вход, который якобы видели, а то и вообще случится мистическая история... Один известный спелеолог погиб, спеша к «Майской», в автокатастрофе, сказав пророческие слова: «Легче погибнуть в автокатастрофе, чем в искусственно созданной пещере...» И вот «Майская» явилась миру...

Что мы видим?

— Вход в «Майскую» — это воронка. На ее дне, немного сбоку, зияет черное отверстие входа, в который можно протиснуться только ползком, — рассказывает редактор infokam.su Леонид Смелов. — Скажу честно, лаз настолько мал, что мы, не будучи профессиональными спелеологами, просто побоялись в него проникнуть.

Для чего же предназначалась пещера? По мнению Шендакова, она представляет собой скит. «Дело в том, что все пещеры Уракова и Разина бугров — узкие «норы», перемежающиеся залами-кельями. Их могли использовать только обитатели скитов», — считает историк.  

Действительно, протоиерей Иван Терновский в описании Камышинского уезда сообщал: «От Саратова до Царицына нет ни одного села, хутора, где бы жители вместе с волжской водой не всосали в себя и раскол». Речь идет о проведении патриархом Никоном церковной реформы (1653-60 годы), положившей начало церковному расколу. В то смутное время пещерные братства возникали повсюду: беспоповцы, беглопоповцы — кого только не знала волжская земля…

Чтобы проверить эту версию, мы вместе с Алексеем Капустиным отправились осмотреть... десятую (!) пещеру Щербаковского парка, которую пока не демонстрируют туристам. Ее только будут облагораживать, поэтому сейчас, пока она не тронута, осмотр может принести научную пользу. Первый же осмотр показал, что эти ходы стали итогом выработки населением немецких колоний-поселений камня ракушечника.

Немцы знали, где взять рубль...

Итак... В начале XVIII века в России возникла острая необходимость колонизировать (заселить) окраинные земли империи. Воплотить это желание лишь своими силами было невозможно: в то время в стране падала рождаемость, а крестьяне были крепко привязаны к месту крепостным правом. Требовались радикальные меры. Манифестом от 4 декабря 1762 года Екатерина II призвала всех желающих из Европы свободно селиться в новых степных владениях России.

— Опубликовать в местных газетах! — с такой резолюцией этот документ был разослан российским представительствам за рубежом.

Организаторы миграционного процесса живо взялись за дело. Они вели агитацию под лозунгом: «Идите с нами в Россию, там открыла Екатерина, сама немка, для своих бедных мужиков рай». За последующие годы в Нижнее Поволжье явились многочисленные партии выходцев из 20 стран Европы. Например, колонию Нижнюю Добринку основали немцы из Саксонии, Гольштинии и Вюртемберга. Немцы приезжали в уезд из Бадена и Гессена, в меньшей степени из Баварии и Тюрингии, всего из 20 государств, многие из которых позже станут единой Германией.

— Естественно, колонистам необходим был строительный камень, а также камень для жерновов и молотильных катков, — рассказывает начальник отдела рекреации, туризма и экологического просвещения Алексей Капустин. — Его и добывали в пещерах и продавали даже в города — в частности, в Камышин и в Сарепту. Посмотрите сами, ходы отслеживают залегание каменистой породы.

Эту версию поддерживает волгоградский исследователь Максим Кучеров. Он пишет: «Немцы использовали пещеры в качестве штолен по добыче камня, из которого впоследствии изготовляли жернова и молотильные камни. Об этом свидетельствуют находки в подземельях недоделанных предметов производства, а также расположение штолен, которые, как правило, хаотичны и своим направлением отслеживают залегающий на глубине пласт песчаника, используемого в производстве».

Такого же мнения придерживается известный сотрудник Волжского гуманитарного института Александр Ярков: «Пещеры Уракова бугра обыкновенно записывают чуть ли не в ровесники Золотой Орды. На самом деле, эти пещеры, являясь каменоломнями, образовались лишь полтора века назад.

А где же золото?

Сокровище — вот, пожалуй, главный магнит, который притягивает в Щербаковский парк сотни обывателей. В самом деле, вдруг там, под землей… Что-то до сих пор спрятано! Есть же у теории Шендакова о скитах и затворниках подтверждения — им были обнаружены альчики теленка (ритуальные кости). А по музеям Камышина, Саратова и Волгограда «разбросаны» катки и жернова, что подтверждает теорию Годуна, Яркова и нашего сопровождающего. Но сокровищ-то нет!

Есть лишь одна запись в книге «Приволжские Помпеи» (1923 год) саратовского археолога, профессора Ф. В. Баллода: «На вершине горы сохранились следы большого кургана, к сожалению, разрушенного. Громадный четырехугольный колодец свидетельствует об усердной работе кладоискателей... Обнаженная галька и большое число ямин служат мрачным памятником человеческой жадности. И не напрасна такая жадность к легкой наживе на Ураковой горе. Согласно легенде жителей Терновки и Липовки, совсем недавно, на пасху, немцы из Добринки приехали с фурой к подножию горы и вырыли там двуручный котел, наполненный золотыми монетами овальной формы».  

Но Шендаков возражает: «Разбойники, разорив караван и награбив добычу, все тут же «раздуванивали», то есть делили и спускали с рук. Обычное разбойничье дело. Мы исследовали четыре пещеры Уракова бугра и пещеры на Настином бугре. Все они — творение человеческих рук. Мы прошли, а местами проползли, пещеру «Майскую», чуть меньшей длины пещеру «Лисья» — и никаких намеков на клады!» 

А как же тогда знаменитые легенды о кладах Стеньки и жуткие истории о заговоренных сокровищах, зарытых им в разных местах на берегу Волги. Было ведь награбленное добро и, судя по доносам пытанных разбойников, немалое! А уж где еще пересказывать подобные «жуткости», как не в Камышине и Камышинском районе, где на волжских просторах «гуливал» Степан Разин и падали православные людишки лицом на корму, заслышав летевший над рекой клич «Сарынь на кичку!»

Увы, истории историями, а ни одной монетки найдено не было. Да и нам не повезло. Пещера «Майская», как и другие пещеры этих красивых и загадочных мест, крепко хранят свои тайны.