История России неразрывно связана с великой рекой Волгой — с речным торговым путем, который связал города, ватагами рыбаков, бурлаков и, конечно же, разбойников. В марте 1668 года разинцы на 24 стругах ушли к берегам Персии — в знаменитый поход «за зипунами», из которого привезли немало сокровищ.

С той поры в народе рассказываются легенды о том, что в Царицынском уезде, неподалеку от современной Песковатки (сегодня Городищенский район Волгоградской области), располагается курган. Люди говорят, что курган этот — «рукотворный». А  «наметали» его молодцы разинские, чтобы скрыть клад, сокрытый в нем.

В журнале «Нива» (1875 год) эта история поведана так: «В Царицынском уезде, неподалеку от Песковатовки, курган небольшой стоит, всего каких-нибудь сажени две вышины. В нем, говорит народ, заколдованный клад положен, целое судно как есть полно серебра и золота. Стенька его в полную воду завел на это место. Когда вода сбыла, судно обсохло, он курган над ним и наметал... Все доподлинно знали, что в кургане клад лежит...».

Весной 1670 году Разин на казачьем кругу объявил: «Иду судами и конями на Царицын!»  В том же году лихая казачья вольница устроила разбой на Волге. Грабили разинцы поселения, а Камышин (сегодня город в волгоградской области) вообще сожгли дотла. С тех самых пор в Поволжье ищут клады, ведь, если почитать исторические летописи, то награбил лихой атаман, казненный в Москве, большие богатства, которые «утаил в земле сырой».

Те, кто представляет себе поиски кладов, как некое занимательное и не требующее особых работ дело, — ошибаются. По сути, это археологические работы, которые требуют широкомасштабных земляных работ. Именно поэтому клады зачастую находят при сельхозработах или осыпании земли и оврагов после дождей или даже... бомбардировок.

Так произошло в военном Сталинграде в 1942 году... Во время Сталинградской битвы под артобстрелом с земли и воздуха обрушился берег Волги. С воздуха бомбила авиация Геринга, и после налета, по воспоминаниям капитана I ранга Г. И. Бессонова, один из бойцов указал остальным на верх обрыва — там наружу выступили ряды старинных чугунных  пушек. Их дульные части скололись, и по откосу посыпались золотые браслеты, серьги, перстни... Но этот участок простреливался противником, потом началось наступление на группировку Паулюса, о кладе забыли. Эта история имеет под собой основу, потому что по легендам разинцы набивали пушки золотом и таким образом «утаивали сокровища».

Но не все так однозначно. В существовании кладов, например, сомневался камышинский историк и кравед Геннадий Шендаков (1939-2014): «В 1669 году ватага Разина возвратилась из персидского похода — «за зипунами». Добыча казаков и примкнувших к ним «воровских» людишек и голытьбы, действительно, была значительной, потому что они  ограбили побережье Каспия и Персию. По преданию, струги атамана были украшены шелками, а сам атаман ели и пил из золотой и серебряной посуды. Однако  свою добычу разбойники тут же «раздуванили», то есть делили и спускали с рук в попойках. Об их пьяных бесчинствах сохранилось немало описаний в литературе того времени».

Волга в Камышинском районе — между Камышином и Антиповкой
Волга в Камышинском районе — между Камышином и Антиповкой

В Волгоградской области называется немало мест, где якобы «утаены сокровища» лихих атаманов прошлого. Например, «Бугор Степана Разина» и «Настин бугор» (по легендам, Настя была любовницей лихого атамана). Это в 40 км выше Камышина по Волге. Утверждают также, что Камышин должен быть неким ориентиром искателей знаменитого алмаза, который называется «Атаманский глаз». Его якобы привез Разин из персидского похода.

Председатель Волгоградского отделения Русского географического общества, доцент кафедры географии, геоэкологии и методики преподавания географии Волгоградского государственного социально-педагогического университета Сергей Моников рассказал: «Для ищущих есть небольшой шанс того, что клады в Поволжье где-то сохранились. Есть народная поговорка: «Дыма без огня не бывает». Будучи учителем в школе, я вел кружок — и мы с ребятами посетили поселок Караваинка Волгоградской области. Старожилы указали нам останки дома, в котором при сносе обнаружен клад — чугунок с монетами времен Степана Разина».

Называют также «Стенькину тюрьму» – небольшое ущелье около районного центра Даниловка.  В Саратовской области располагается знаменитый Утес Степана Разина, о котором сложена известная песня.  Он находится в Красноармейском районе, возле села Белогорского. По преданию атаман правил здесь, восседая на своеобразном троне из слоновой кости. И опять-таки зарыл клад.

Оставил «золотой» след атаман волжской вольницы и в Самарской крае. В 1872 году писатель Дмитрий Садовников опубликовал предание о местных кладах в книге «Жигули и Усолье на Волге». Согласно сказаний, которые слышал автор, клады спрятаны либо у реки Усы, либо около Молодецкого кургана. На этом кургане Разин закопал свою золотую трубку. Кто отыщет ее, тот дело атамана, стало быть, продолжит. А другое сказание гласит: на склоне горы Лепешка Разин схоронил два ведра с золотом.

Золотые трубки, крупные алмазы, ювелирные изделия — о чем только не вспоминают, когда говорят о кладах на Волге. Но откуда такая точность в описании предметов? Почему именно трубка, например? Может, легенды хранят под собой реальную основу...