23 августа 2007 года в газете «Волгоградская правда» был опубликован материал Марии Коперник под названием «Успех вечера можно предугадать по длине юбки». По прошествии шести лет любопытно не только вспомнить, как это было, но и подумать о том, изменилось ли хоть что-нибудь?..

Вы бывали хоть раз в ночном клубе? Если да, то, думаю, согласитесь, что понятие клубной культуры у молодёжи отсутствует начисто, и воспитывать её сегодня никто не собирается.

Я уехала из Камышина, когда мне было шестнадцать. Окончив школу и поступив в университет, перебралась на долгие пять лет в огромный, чужой и серый Волгоград.

Первые несколько месяцев были не самыми простыми. Но, освоившись, приобретя новых знакомых и познав азы имитации учебного процесса, я «втиснулась» в жизнь большого города.

Многое, впрочем, так и не смогла полюбить: шумные клубы с претензией на звание центра мировых развлечений не вызывали никаких чувств, кроме головной боли и желания скорее попасть домой. Не нравились и городские гулянья, приуроченные к очередному Дню города или иному мероприятию соответствующего масштаба.

Ощущение отдыха приходило только в хорошей, тёплой компании друзей-студентов, которая на часик-другой «оседала» в тихой кафешке.

Но вскоре жизнь снова бросила меня в маленький город. А здесь работа, сотрудники, новые обязанности, неизвестные доселе проблемы. И… нехватка общения.

Пробовала многое: «зарывалась» в книжки, сидела в Сети, но всё длиннее становились телефонные разговоры с Волгоградом, всё скучнее вечера и всё явственнее ощущение «индивидуальной резервации».

«Всё, завтра обязательно куда-нибудь выберусь, закинув подальше свои ханжеские настроения и нытьё», — сказала себе. Сказано — сделано. На следующий вечер, появившись в дверях одного из камышинских клубов, я открыла для себя абсолютно новый мир.

Я никогда не любила клубы, но всегда с уважением относилась к качественной клубной культуре. Это тоже своего рода поиск гармонии: талантливый диджей, эффектный антураж и грамотный бармен превращают сотни абсолютно обособленных людей в один целый организм, который в унисон движется и дышит, расточая колоссальную энергию. И это, в принципе, здорово!

Но то, что я увидела в зале, заставило меня по-другому взглянуть на само понятие «клуб»: зал был «забит» молодёжью настолько разномастной, что среднюю публику клуба определить было сложно. Ярко на фоне молодых людей смотрелись юные барышни. Некоторые из них были настолько юными, что табличка «Вход только с 21 года» теряла смысл и изначально выглядела как нелепая формальность.

Внешний вид говорил, что сборы на дискотеку были долгими и кропотливыми. Девчонки сияли молодостью, стразы блестели на джинсах, а добрая часть парней облачилась в спортивную форму: тёмно-синие куртки, спортивные штаны и кроссовки рисовали образ камышинского Ромео. Иногда имидж молодых людей дополнялся остроносыми туфлями и небольшой, как правило, чёрной барсеткой.

Специфическая гламурность вечеринки подчёркивалась музыкальным сопровождением, являющим собой титаническую смесь лезгинки, хит-парада «Русского радио» и «забойных» хитов последних полутора-двух лет.

Сначала музыка играла негромко: аудитория должна дойти до определённой кондиции опьянения, и она, надо сказать, самоотверженно подошла к решению поставленной задачи.

На танцполе появились первые лица: пока только девушки, каждая из которых выбирала себе наиболее подходящее место. Преимущественно перед зеркалом: можно и на себя, красивую, смотреть, и следить за реакцией окружающих. В это время за столиками началось активное шевеление: изрядно выпившие молодые люди стали фокусировать мутноватый взор на приглянувшихся «кандидатках».

А дальше как в передаче «В мире животных»: здесь и зазывные крики самцов, и тяжёлые взгляды на соперников, и желание самоутвердиться, которое только за вечер переросло в несколько потасовок. И всё это подогревалось живым интересом со стороны противоположного пола, который явно получал удовольствие от происходящего и которому определённо льстило такого рода внимание.

Всё вокруг было интересно, пока не потребовалось от меня непосредственного участия. К моему столу подошёл ярчайший представитель своего «вида»: «оно» было слегка пьяно и расточало запах сигарет и одеколона (проблема не столько в цене, сколько в количестве на себя вылитого). «Оно» просто протянуло мне руку для знакомства. Я попыталась завести разговор, но это юношу не интересовало абсолютно. Молодой человек предложил выпить и…

Таких заведений в Камышине очень много. Их — абсолютное большинство. Но особенно не радует отсутствие альтернативы.

Есть, конечно, заведения и другого уровня, но не у каждого студента, а тем более школьника найдутся лишние 300-400 рублей для их посещения.

Есть в городе и молодёжные заведения, которые пытаются претендовать на звание именно клуба, причём дорогостоящего и современного. И что же? Там лишь более строгий фейс-контроль, действует определённый дресскод, более специфичная музыка, но суть от этого практически не меняется.

Отсутствует само понятие клубной культуры, и никому из лидеров городского комитета по делам молодёжи даже не приходит в голову работать в этом направлении. Я не говорю о закрытии заведений, которые не отвечают какому-то определённому вкусу и принудительной передислокации в библиотеки, Дома культуры и кружки по плетению макраме. Я — за разнообразие.

Мы все разные, и возраст 16-20 лет далеко не у всех означает безудержные танцы на дискотеках до самого закрытия. Есть и другие ребята, которые и рады бы выбрать что-то ещё, но выбора просто нет.

В общем, очередной выход молодых людей куда-нибудь преимущественно рассматривается как попытка кого-нибудь «подцепить» или быть «подцепленной». И по длине юбки можно заранее предугадать, как сложится вечер…