Олег ЖерносекИнтервью финансового директора фирмы "ГЛАСС", депутата Камышинской городской думы О. А. Жерносека.

— Олег Анатольевич, начало 2014 года в регионе ознаменовалось важными событиями и заявлениями. В правительстве области возможны новые назначения, а в Камышине дело идет к дуумвирату: будет введена должность сити-менеджера, который станет хозяйствующим «дополнением» к должности главы города. На открытое обращение, адресованное жителям и думе депутатами Жерносеком и Малыгиным, о том, что вопрос о сити-менеджере должен быть решен только на референдуме, был получен ответ. Его суть сводится, собственно, к двум фразам: «Вопросы о формировании состава органов местного самоуправления не выносятся на местный референдум, поскольку являются уставными нормами...» и «Таким образом, предлагаемый Вами вопрос не может быть включен в проект повестки заседания Думы с нарушением требований действующего законодательства». Как Вы считаете, ваше обращение стало «выстрелом вхолостую»?

— Почему "вхолостую", мы сделали все, что могли в той ситуации. Я не берусь оценивать юридическую корректность ответа на наше с Николаем Малыгиным обращение. Думаю, что будь политическая воля и желание у нынешней думы, то обосновать проведение референдума по вопросу изменения порядка выборов было бы возможно. Есть Основной закон страны, и называется он «Конституция Российской Федерации», где прямо написано «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно» (статья 131. п.1), т.е. именно через референдум. Но большинству в нашей думе это не надо. Мало ли, что там граждане решат на референдуме... Дума взяла на себя ответственность за принятие такого решения. Но это не отменяет возможности проведения референдума по данному вопросу уже после завершения всех процедур по утверждению Устава города в новой редакции и вступления его положений в законную силу.

Мало того. Судя по сообщениям центральной прессы, не осталось без внимания экспертного сообщества и наше с Александром Хаценко обращение к президенту Путину с жалобой на административное продавливание местными властями введения должности сити-менеджера в Камышине. Сам факт обращения повлиял на оценку социально-политической устойчивости Волгоградской области со знаком "минус". А это значит, что наши оценки текущей ситуации по вопросу введения института сити-менеджера в Камышине и экспертного сообщества совпадают. Как говорится, "капля камень точит".

—  Комментируя факт того, что члены фракции «Справедливая Россия» покинули заседание Камышинской городской думы в знак протеста против утверждения поправок в Устав, вводящих должность «сити-менеджера», председатель представительного органа Владимир Пономарев сказал: «Чистой воды популизм, причем очень некрасивый. Мы же не танцевать собрались на думу. Почтили минутой молчания погибших, а дальше — работать». Что вы можете сказать по этому поводу? (прим. авт. «попули́зм (от лат. populus — народ) — это политическая позиция или стиль риторики, апеллирующие к народным массам).

— Спасибо за "комплимент" от председателя думы. Партия "Справедливая Россия" и вправду популярна среда камышинских избирателей. И прежде всего благодаря тому, что имеет свою четкую политическую позицию по всем вопросам жизни города, опирается на мнения своих избирателей и всегда отстаивает их интересы. Кроме того, хочу заметить Владимиру Анатольевичу, что оценивать «красиво» это или «не красиво», иметь собственную позицию в представительном органе — исключительное право граждан, выбирающих депутатов Думы.

Теперь по существу нашего протеста. Решение покинуть внеочередное заседание городской думы было обусловлено тремя вескими причинами. Первое. Принимать в спешке спорное политическое решение на внеочередном заседании было просто неразумно. Тем более с учетом недавнего заявления Президента России Владимира Путина: «Мэров, конечно, только выбирать!» А также возможным после Нового года началом реформирования муниципальной системы в стране. К чему такая спешка?

Второе. В Волгоградской области накануне был объявлен траур. Утром 30 декабря, перед заседанием Думы, прогремел второй взрыв подряд в городе-герое. Было сообщено о многих погибших и раненых... Председателю и депутатам в этой ситуации надо было бы задуматься, а уместно ли при таких обстоятельствах собираться в этот день на дебаты?

И третье. В день скорби и повышенной террористической угрозы камышанам хотелось бы увидеть руководство города на мероприятиях, связанных с охраной общественного порядка и соблюдением безопасности жителей Камышина. Это было на тот момент куда важнее, чем решать вопрос, который мог бы быть рассмотрен и после траурных мероприятий и мероприятий, направленных на повышение антитеррористической защиты Камышина.

— Вы — финансист. Как вам вот такой посыл: можем ли мы признать, что из 1 млрд 400 млн рублей бюджета город фактически может собрать около 700 млн рублей? Остальное — это субвенции, субсидии, займы... При этом долг перед банками достиг порядка 200 млн рублей. Где, по вашему мнению, можно отыскать дополнительные источники финансирования?

— Вопрос не простой. Существующая сейчас система межбюджетных отношений между городом и областью, областью и федерацией не позволяет территориям вести взвешенную сбалансированную экономическую политику. Львиная доля налогов и сборов уходит в центр, возвращаясь назад в виде субвенций и субсидий. По моему мнению, такая система взаимоотношений безусловно удобна с точки зрения вертикали власти и управляемости территорий (все находятся "на коротком поводке"), но она лишает чиновников на местах желания думать о экономическом развитии своей территории, не стимулирует мыслить экономическими категориями, превращает их в попрошаек с протянутой рукой.

Надеюсь, что анонсированная в конце прошлого года президентом реформа муниципального управления, принесет существенные изменения в межбюджетные отношения и даст дополнительные стимулы для развития малых городов и поселков. В этой связи хочу вернуться к теме сити-менеджера и отмены прямых выборов главы города.

На мой взгляд, существовавшая до изменения Устава города система выборов главы всеми гражданами Камышина, а не узкой группой депутатов, заставляла чиновников и претендентов на пост главы усердно работать, анонсировать свои планы по развитию города, а после избрания — регулярно отчитываться о достижениях и промахах. О чем сейчас будет отчитываться избранный из числа депутатов глава? Он ведь избирался либо по спискам партии, либо как одномандатник от ограниченного числа избирателей. Ответственность и подотчетность перед населением города будет, на мой взгляд, значительно размыта.

Теперь о долгах. В наличии долгов перед банками нет ничего плохого. Но с небольшой оговоркой. Если эти средства используются в интересах населения города — на реализацию проектов развития инфраструктуры, обеспечение горожан дополнительными благами и привилегиями, привлечение потенциальных инвесторов и т. д. В общем всего того, что впоследствии приведет к росту доходной части бюджета. Что же касается нынешних долгов, то они, что называется, с "бородой", остались "по наследству" от предыдущего градоначальника .

Использовались эти средства, на мой взгляд, не всегда рационально. В основном для латания "дыр" в бюджете по причине хронического невыполнения планов по доходам. Только обслуживание этого долга обходится городской казне почти в 25 миллионов рублей ежегодно! Это практически содержание нашего театра и медиа-холдинга разом. Сейчас стоит вопрос о том, как не только обслуживать этот долг, но и как сократить сумму задолженности.

Несколько слов об источниках финансирования. Боюсь, что ситуация и в этом, и будущем годах будет сложная. Новому главе Камышина нужно будет надеяться только на собственные резервы, которых, конечно, мало, но они все-таки есть. Нужно учиться жить по средствам.

Что еще является важным в этом году? Несмотря на экономические трудности, надо найти средства для сохранения нашего театра. Ведь это не просто очаг культуры с более чем столетней историей, но и символ того, что некогда индустриальный город Камышин вернет свои утраченные позиции.

— Как, по вашему мнению, должен отчитываться глава города? Ведь поводов для заявлений о «положительной динамике» весьма мало. Что делать администрации: так же рапортовать о свершениях, как во времена СССР, или признавать ошибки, а может, просить понять или помочь?

— Первое, что должен сделать новый глава города, это провести аудит всего городского хозяйства по состоянию на 1 января 2014 года. Разобраться с объемом долгов банкам и поставщикам услуг, подрядчикам во всех муниципальных предприятиях и учреждениях. Ведь общая сумма долгов значительно превышает уже озвученные 200 млн. рублей банковских кредитов. Некоторым предпринимателям и компаниям годами не платят по счетам. Это ведь ни в какие ворота не лезет!

Затем надо разобраться, от каких расходов можно и нужно отказаться, где провести оптимизацию штатного состава, как сэкономить такие необходимые для города средства. И главное — начать избавляться от старых долгов. В этой связи не могу не заметить, что все это придет только тогда, когда работа в думе будет строиться не по партийному признаку, а исходя из интересов жителей города.

Что же касается отчетов, то они, безусловно, должны быть объективными, а не прилизанными. Камышане весьма неплохо разбираются в том, что правда, а что ложь. Глупо рассказывать о том, как у нас все развивается, когда в Российской Федерации наблюдается спад промышленного производства и близкий к нулю рост ВВП. А вот если по итогам каждого квартала хотя бы на несколько миллионов рублей будет снижаться долг пред банками и подрядчиками, то это и будет свидетельством реальных результатов и реальных достижений.

— Напоследок, неполитический вопрос: в Камышине на «круглом столе» в редакции infokam.su были озвучены две идеи: создать «совет старейшин» и общегородское «офицерское собрание». Как вы думаете, подобные идеи имеют почву для реализации или вновь останутся невостребованными, потому что, во-первых, общественникам очень сложно объединиться в силу личных амбиций, а во-вторых, к их мнению, как правило, не прислушиваются в администрации, предпочитая, чтобы они соглашались с уже принятыми «наверху» решениями?

— Почему неполитический? Очень даже политический. Я думаю, что нынешней власти, как верховной, так и на местах, излишняя активность населения не нужна. Как бы чего не вышло... Поэтому, думаю, все ограничится, как всегда, работой с уже прикормленными и понятными, давно сложившимися организациями.

Как офицер запаса более подробно остановлюсь на идее "офицерского собрания", поддержанной на пресс-конференции Владимиром Пономаревым. Само "офицерское собрание" из ничего не возникнет. Начнем с того, что городу это абсолютно не нужно, да и само понятие "офицерское собрание" присуще действующему воинскому подразделению, куда в принципе могут быть допущены и гражданские, и отставные офицеры по особой рекомендации.

Поэтому этот вопрос целиком и полностью относится не к компетенции председателя думы, а командования десантной штурмовой бригады, дислоцирующейся в Камышине. А это «народ», как мы знаем, федерального подчинения.

Может быть, имелась в виду другая структура, объединяющая ветеранов КВВСКУ и ветеранов вооруженных сил? Так такие структуры уже есть. Первую возглавляет генерал Хоменко, вторую — полковник Ефременко. Заслуженные, уважаемые люди. Достаточно, что называется, одной команды, чтобы активные ветераны училища и вооруженных сил собрались, если будет для чего собираться.

А вот, что действительно нужно возродить, так это «Совет директоров города». Ведь работал же при Льве Александровиче Алферове такой неформальный орган. И польза от него была несомненная. Люди общались, спорили, принимали решения и город развивался. А ведь те времена были куда как более неспокойные. В подобный Совет, на мой взгляд, должны входить руководители ведущих предприятий города, причем как ныне действующие, так и уже находящиеся на отдыхе, руководители города прошлых лет и т.д.

Это должна быть дискуссионная площадка — что-то вроде Общественной палаты. Ведь сегодня как власть абсолютно ничего не знает из того, что происходит на предприятиях, так и руководители предприятий только по факту принятых городской думой решений узнают о работе власти. Я помню, как на такой Совет директоров накануне своих первых выборов приходил Александр Иванович Чунаков просить поддержать его на выборах мэра в марте 2004 года. Поддержали... И куда это все делось?..

— Давайте оставим этот вопрос открытым. В надежде на то, что, как вы справедливо заметили, и капля камень точит. Спасибо за интервью!

— Спасибо за вопросы!