$(document).ready(function() {$("#kamyshin5_250_200").fancybox();});Брендинг во всех видах активно распространяется по России-матушке. Это понятие, пришедшее из менеджмента и маркетинга, казалось бы, касалось ранее только фирм и предприятий. Но нет! Его Величество «Бренд» пошел дальше корпоративной составляющей —  по оценкам специалистов, в России активно начинает развиваться территориальный брендинг. Что же хотят получить власти территорий в итоге? Конечно же, положительный имидж. Плюс прибыль, которую можно извлечь из этого имиджа.

Сочи — город-курорт, МинВоды — здравница... Это уже устарело. Яркие примеры географического брендинга проявились, например, в Казани — городе, в котором прошла Универсиада 2013 года. Здесь логотипы были размещены даже на номерах домов, а слоган «Тысячи миров Нового» стал символом взаимосвязи различных культур и религий. Логотипом Татарстана стали фигуры мужчины и женщины на фоне башни Сююмбике (исторического памятника — Дозорной Башни в Казанском Кремле). Слоган данного логотипа звучит призывом: «Откройте для себя Татарстан». А Сочи-2014 — так вообще самый новейший бренд.

Комментарий по этому поводу опубликовал в своей статье «Территориальный брендинг: тенденции-2013» руководитель команды CityBranding, преподаватель нашего курса Территориальный брендинг Василий Дубейковский:

«Территориальный брендинг направлен на улучшение имиджа региона (города
или страны), на создание в мыслях ее гостей и жителей необходимых
положительных ассоциаций и образов. Для любого региона бренд также
важен, как и для компании, ведь именно он является основой отношений с
целевой аудиторией, формирует привязанность к географическому региону на
эмоциональном уровне и лояльность к нему.

За прошедший год не только в России, но и в странах СНГ интерес к территориальному брендингу значительно усилился. О брендинге думают города, регионы и даже страны. Некоторые уже попробовали разработать свой бренд, другие планируют заняться этим...»

Страсти по арбузу

Как известно, Камышин тоже активно занимался брендингом. А именно боролся за право носить название «Камышин — арбузная столица Россия». Этот факт не остался не замеченным, в целом, по России. К сожалению, Камышин поздно включился в «гонку брендов» и упустил юридический аспект. Звание запатентовал курорт местного значения Соль-Илецк. Власти Соль-Илецка подали заявку 21 июля 2013 года, а Камышин 29 июля того же года. Факт «юридической гонки» озвучил Дубейковский, назвав пять тенденций территориального брендинга 2014 года:

«Первое. Серьезно увеличится количество реальных и успешных проектов по брендингу, в первую очередь, среди малых городов. Второе. Появится реальный интерес к брендингу среди поселков и сел. К примеру, село Дебёсы в Удмуртии уже сегодня продвигается под замечательным слоганом «Бесы здесь больше не живут».

Третье. Общаться между собой активно станут не только эксперты, но и города, особенно те, кто уже успел обзавестись брендом. Четвертое. Большее количество проектов будет осуществляться за счет спонсорской помощи, то есть, без существенного использования государственного бюджета. Пятое. Города станут активнее заниматься юридической защитой своих прав. Опыт борьбы Камышина и Соль-Илецк за право называться арбузной столицей России и битва двух городов разных весовых категорий (Челябинск и Чебаркуль) за упавший метеорит в 2013 году наглядно демонстрировали всем игрокам важность юридического аспекта.

И главное, в 2014 году территориальный брендинг все отчетливее будет становиться отдельной профессиональной отраслью со своими правилами, лучшими практиками, методами и экспертами».

К слову, администрация Камышина озвучила намерение возвратить бренд «Арбузная столица России» Камышину.

Что предлагают специалисты?

Летом 2012 года Академия коммуникаций Wordshop выпустила первый набор факультета "Айдентика". Десять дипломных проектов, созданных под руководством Михаила Губергрица из BBDO Branding, посвящены малым городам с населением не более 500 тысяч человек. Среди них есть и Камышин (читай «Специалисты предложили брендинг Камышина»).

Целью проекта было: повысить знание о Камышине среди жителей других городов и привлечь их в качестве туристов. Чего, собственно, и желают камышане.