До выборов нового созыва Волгоградской областной Думы остаётся семь месяцев. От хода и результатов предстоящих выборов зависит будущее Волгоградской области на ближайшие пять лет.

1.«Может, но не хочет» или «хочет, но не может»?

Эти два вопроса-перевёртыша не про политическую потенцию представительного органа. Ответы на них смогут дать представление обо всей конфигурации власти в регионе, поскольку именно от областного заксобрания де-юре зависит не просто многое, а зависит всё. Зависит региональная исполнительная власть, её кадровый состав и качество работы чиновников. От областной думы зависит чистота выборов всех уровней в регионе. От областных депутатов зависит степень прозрачности власти для населения, а, значит, и уровень народовластия при решении проблем регионального и муниципального масштабов.

Депутаты — это законодатели. В пределах действия федеральных законов они могут всё. Менять Устав Волгоградской области, корректировать избирательное законодательство, формировать наравне с исполнительной властью состав областной избирательной комиссии, определять бюджетную политику, контролировать расходы и регулировать налоги, при необходимости распоряжаться земельными ресурсами и законодательно влиять на все сферы местного самоуправления. От депутатов может зависеть, кого рекомендуют в губернаторы и утвердят ли победителя выборов, одобрить работу исполнительной власти или инициировать отставку главы региона и всего правительства. И ещё многое-многое другое могут депутаты.

Именно поэтому в областные депутаты своих «засланцев» стараются делегировать бизнес-структуры и криминалитет, именно поэтому исполнительная власть раз за разом формирует свои списки будущих карманных депутатиков. Оттого уже на  уровне формирования составов облизбиркома, ТИКов и УИКов продумывается технология предстоящих манипуляций и фальсификаций выборов. По этой же причине руководители исполнительной власти всегда стремятся задобрить, подкупить или поставить в зависимость депутатское большинство.

Единственный реальный легитимный шанс, который выпадает гражданам области по избирательному законодательству один раз в пять лет, – это избрать в Волгоградскую областную думу как можно больше порядочных и принципиальных людей. Если из таковых не набирается необходимая для блокировки негодяев критическая масса, значит, ничего хорошего на предстоящую пятилетку можно не ожидать. Если число настоящих депутатов не менее одной трети от их общего состава, может быть надежда на исполнение региональным заксобранием хотя бы части своих законных функций.

2. Тяжёлые депутатские будни

Волгоградская областная дума является регулярным ньюсмейкером не только по поводу политических интриг, скандалов и громких заявлений отдельных депутатов, но и по поводу регулярных многомиллионных трат на обновление и пополнение парка депутатских авто, регулярную индексацию своих зарплат и многие другие приятные житейские мелочи. Вот только последнее приобретение областной думы в канун годовщины победы под Сталинградом: очередная пара иномарок в комплектациях «люкс» и «престиж», как предполагается, для депутатов Леонида Титова и Владимира Попова стоимостью более 4 млн. рублей. Им, оказывается, приходится много путешествовать по избирательным округам, машины под ними быстро изнашиваются, приобретать автомобили дешевле неэффективно и неэкономно...

В действительности за последние два созыва региональные депутаты обросли целым букетом привилегий. Здесь и персональные авто из верхнего ценового сегмента, назначение и индексация специальных депутатских пенсий, в несколько раз превышающих обычные (около половины депутатов находятся в пенсионном или предпенсионном возрасте), и медицинское обслуживание по специальной программе, и возможности льготного санаторно-курортного лечения, и масса других приятных мелочей. Если «монетизировать» их, то ежемесячная сумма содержания (не считая официальной зарплаты) депутата составит не один-два десятка тысяч рублей, а значительно больше.

Заработная плата положена только депутатам на освобождённой основе. Таких в облдуме аж 90%. Об объёмах депутатской заработной платы можно судить по данным, размещённым на официальном сайте: http://volgoduma.ru/kadrovoe-obespechenie/svedeniya-o-doxodah/301-svedeniya-o-dohodah-deputatov-volgogradskoy-oblastnoy-dumy-za-2012-god.html.

Так, по декларациям за 2012 год, в среднем зарплата депутата в месяц составляла от 140 до 160 тысяч «чистыми», без учёта налогов, и, разумеется, без учёта прочих доходов.

При этом оценить эффективность депутатской деятельности невозможно. Если мы посмотрим на официальный сайт Волгоградской областной думы, то без внешней пиар-шелухи и общих показателей её деятельности в целом он совершенно «пустой». Информации там вроде много, но вся она преподнесена таким образом, что никто не найдет никакой отчётности по депутатам: сколько самостоятельно разработал законопроектов, какие из них были приняты, какие отклонены, как часто и регулярно проводит встречи с избирателями, сколько и как отработал обращений избирателей, как распределял средства (так называемые деньги на наказы избирателей) на свой округ. И самое главное — как и по каким вопросам голосовал.

Одна из главных привилегий для депутатского корпуса — это результат длительной эволюции постоянного торга с исполнительной властью, соглашательства и, в конечном итоге, предательства интересов своих избирателей. Это только на вид нет прямой связи между голосованием за губернаторский вариант бюджета и депутатское денежное содержание, между лоббированием интересов исполнительной власти вопреки своим обязанностям и новым престижным служебным авто, между обеспеченной депутатской пенсией старостью и голосованием за какие-нибудь поправки по налоговым льготам. И это не считая массы дополнительных социальных возможностей, которые открывает депутату обслуживание интимных потребностей исполнительной власти: трудоустройство родственников на тёплые места, карьерный рост как в самой областной думе, так и в областном правительстве, мэрии Волгограда, дополнительные возможности для поддержки бизнеса, оформленного на родственников и близких.

Требуется одно: голосовать так, как велит губернатор, подавая сигналы через чиновников правительства, забыть про всякие депутатские запросы и прочие формы контроля исполнительной власти, не лезть со своими законодательными инициативами и почаще демонстрировать личную преданность. Наличие в Волгоградской областной думе «неудобных» депутатов, которые выражают своё мнение вразрез с большинством, в сложившейся системе ничего не меняет. Пошумит депутат Попков, проголосуют «против» шесть депутатов-коммунистов, резанёт правду-матку депутат Болотин, взовут к разуму депутаты Латышевская или Цыбизова, насупится ещё один-другой, кто-нибудь поголодает в оздоровительных целях… И всё. Маховик исполнительной власти вращается, колёсики-депутаты крутятся.

3. В сумме

Экономическая теория учит, что стоимость — понятие относительное. Есть стоимость депутатского кресла — это затраты на то, чтобы его занять. Есть стоимость, в которую бюджету и налогоплательщику обходится содержание депутатов. А есть стоимость самих депутатов, то есть почём они продаются. И есть число этих самых продажных депутатов.

Стоимость депутатского кресла определяется коррумпированностью избирательного процесса. Так, к примеру, по информации из различных источников, стоимость одного места депутата Волгоградской городской думы на минувших выборах в «проходном губернаторском списке» оценивалась в 10 млн рублей, не считая личных затрат кандидата на свою кампанию. Одни эту сумму могут отработать «натурой», другие стремятся заплатить, чтобы получить входной билет во власть и получить дополнительные рычаги развития имеющегося бизнеса, третьи появятся в списке как результат переговоров с крупными бизнес-партнёрами (их стоимость уже включена в негласные схемы лоббирования корпоративных интересов).

Для предстоящих выборов в Волгоградскую областную думу расценки будут, естественно, значительно выше.

Стоимость содержания депутатов будет постоянно расти. Не только по причине общефедеральных тенденций, но и потому, что этому процессу никто не может помешать. Ни прокуратура, ни федеральные власти, ни избиратели. Сговор исполнительной власти и депутатского большинства открывает невиданно широкие горизонты для огромного числа злоупотреблений, причём при известной грамотности они могут быть оформлены как законные. Понятно, что в такой схеме депутаты себя не обидят.

Стоимость самих депутатов — персональный фактор. Кому-то достаточно порадеть за родного человечка и получить побольше эфирного времени на самолюбование по телевизору или печатную полосу с портретом в газете, а у кого-то в планах получить миллиардный кредит на бизнес-проект под гарантии областного бюджета, а потом его «соптимизировать». Это не абстрактные договорённости и услуги, всё это оплачивается в той или иной форме из областного бюджета, то есть за счёт стариков, инвалидов, детей-сирот, бюджетников.

Стоимость депутатов суммируется по их продажному количеству.

В остатке — непродажные и несговорчивые. Это тоже, увы, не константа. Человек слаб. Но именно от их количества зависит не только соотношение сил в областной думе, но и во всей системе региональной гражданской власти. Каково это соотношение в действующем созыве и кем представлено персонально, как оно накладывается на фракционное деление и на партийную принадлежность — читайте в следующей статье цикла.