Материал ИНФОКАМа «В Камышине на казачьем круге станицы "Дмитриевская" избрали нового атамана» вызвал оживленную дискуссию в комментариях, и мы решили взять небольшое интервью у вновь избранного атамана С.Н. Агафонова, чтобы из первых уст получить информацию о планах нового руководства казачьей станицы в Камышине.

— Сергей Никонович, расскажите немного о своей биографии. Почему именно Вас выдвинули в атаманы?

— Мои предки жили в станице Федосеевской  Хопёрского (с 1918 года – Верхне-Донского) округа области Войска Донского. Казачий род Агафоновых очень старинный, упоминания о своих предках я нахожу во многих письменных источниках, так как всерьез занимаюсь изучением родовой истории и истории донского казачества в целом.  Большую часть своего детства я провел в казачьем хуторе, застал еще своего прадеда… Что касается биографии, в 1983 году с отличием закончил КВВСКУ и был направлен на службу в Афганистан. После этого служил на офицерских должностях на Дальнем Востоке.

Сергей Агафонов

Заканчивал службу в КВВКИСУ,  а после его расформирования в 1998 году ушёл в запас. Работал преподавателем ОБЖ, параллельно — грузчиком-экспедитором на одном из предприятий города. В результате продвижения по ступеням карьерной лестнице постепенно «вырос» до директора предприятия. В 2008 году получил предложение стать управляющим директором ООО «Любимый город», на этой должности тружусь по сей день.

— А что связывает Вас непосредственно со станицей «Дмитриевская»?

— В станице «Дмитриевская» я состою с 2007 года. Я увольнялся с армейской службы в звании майора, поэтому мне было «автоматически» присвоено казачье звание есаул. С 2011 года был избран членом Правления станицы и стал принимать более активное участие в её деятельности, увидел те проблемы и те негативные тенденции, которые стали преобладать в среде только формирующегося камышинского казачества.

— Что это за тенденции?

— Я считаю, что казаков стали слишком политизировать, втягивать в какие-то непонятные процессы, в результате чего в  обществе стали звучать резонные вопросы о роли казачества в камышинской общественной жизни… С определенного момента стало появляться множество различных казачьих обществ, что также вызывает всяческие пересуды. Плюс ко всему многие из тех, кто объявил себя казаками и даже вступил в станицу, на мой взгляд, зачастую слабо представляют себе, какие устои, традиции и ценности были у их предков. Поэтому допускают поступки и высказывания, которые дискредитируют не только их лично, но и всё казачье движение в целом.

— Тогда давайте возвратимся к тому, с чего начали: почему именно Вас избрали атаманом?

— В нынешнем, 2014 году, согласно Устава станицы должны были пройти выборы как атамана, так и членов Правления. При обсуждении и подготовке Казачьего круга прежний атаман Алексей Летов изначально взял самоотвод, объяснив личными обстоятельствами отсутствие времени на выполнение атаманских обязанностей. С. Ю. Меркулов предложил мою кандидатуру, а я, в свою очередь, предложил членам Правления сформировать внятную программу развития станицы «Дмитриевская», чтобы представить её собравшимся на Круге казакам. Ну, а процедуру избрания атамана и членов Правления на Круге Вы видели…

— Тогда пришло время, наверное,  для самого главного вопроса, интересующего наших читателей: какие задачи Вы ставите перед собой на посту атамана станицы?

— Если сказать кратко — навести порядок! Начнем с известной проблемы: зачастую в адрес казаков можно услышать обидное слово — «ряженые». А почему? Да потому, что до сих пор многие носят, грубо говоря, «абы что, абы как»! А ведь есть утвержденная Уставом войскового казачьего общества  казачья форма (парадная, повседневная, полевая), носить которую — великая честь,  и относиться к которой нужно соответствующе… Тем более недопустимо пустое бравирование парадной формой, ношение в мирное оружия (к которому относится и казачья нагайка),  что вызывает у горожан как минимум недоумение…

Далее следует рассмотреть вопрос казачьих и всех прочих наград, а также казачьих званий. Здесь необходим порядок, иначе вчерашний советский гражданин, одевший на себя погоны казачьего генерала и имеющий на груди целый «иконостас» из наград за «неизвестные сражения», выглядит не просто нелепо, а является провокатором, позорящим все казачье движение. Подобное явление совершенно недопустимо в законно действующем казачьем обществе. Поэтому в самое ближайшее время в станице «Дмитриевская» произойдет перерегистрация всех без исключения её представителей. С каждым встретится начальник штаба.  Не должно быть такого, чтобы человек числился в станице номинально – каждый казак должен изучать свою историю и культуру, обучаться военному делу, передавать это наследие своим детям и внукам.

P. S. Разговор с новым атаманом состоялся продолжительный и насыщенный, многие вопросы остались пока «за кадром». Мне хочется надеяться, что в самое ближайшее время можно будет написать не только о намерениях, но и о конкретных делах камышинских казаков, которым волею судьбы приходится строить свою жизнь не на исконно казачьих землях (хотя, как известно, до революции в Камышине находился штаб II отдела Астраханского казачьего войска и согласно документам, датируемым 1910 годом, в Камышине были казаки: 79 дворов – 590 душ), но которые, тем не менее, хотят строить свою жизнь по заветам своих предков, а не по тем «стандартам», которые зачастую навязываются извне современному российскому обществу.