В эти дни в камышинских муниципальных СМИ идет активная пиар-акция в пользу кандидатов в депутаты Волгоградской областной думы от «Единой России». Делается это невзирая на то, что по закону предвыборная агитация в средствах массовой информации начинается только 16 августа.

В частности, в административной газете «Диалог» в последнюю декаду июля были опубликованы репортажи, например, о том, как кандидат в депутаты Областной думы-единоросс Юрий Корбаков заинтересованно проверяет качество асфальта на ремонтируемом участке дороги и рассказывает жителям, сколько еще квадратных метров будет реконструировано. А кандидат в депутаты Областной думы-единоросс Владимир Попов рассматривает с активистами ТОСов цветы на Каштановой аллее и обещает поставить на ней скамейки для бабушек.

В это же время в передачах муниципальной телестудии «Акценты» кандидат в депутаты Областной думы Юрий Корбаков вручает благодарственные письма Волгоградской областной думы (ну совершенно непонятно, почему именно Корбаков) лучшим работникам торговли Камышина на сцене местного Дома учителя. А кандидата в депутаты Владимира Попова в контексте замены витражей в ДК «Текстильщик» корреспондент-«первоклассник» и вовсе «обожествляет»: «В минувшем году средства для этого выделил депутат Волгоградской областной думы Владимир Попов». Вот прямо-таки достал из своего кармана и выделил на стекла ДК!

Тему, весьма схожую с досрочной агитацией в СМИ, организованной финансируемыми из бюджета СМИ исключительно под кандидатов от партии власти, для infokam.su довольно подробно прокомментировал заместитель председателя избирательной комиссии Волгоградской области Дмитрий Куц. Но сначала позволим себе познакомить читателей с нормами закона на этот счет.    

Согласно статье 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признается вот что.

Призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против них.

Выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов будет голосовать избиратель.

Описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран.

Распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате.

Распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих должностных обязанностей.

Деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату.

Ссылаясь на тот же нормативный акт, Дмитрий Куц не смог не признать, что с воспеванием кандидатов-единороссов упомянутые камышинские СМИ как бы переборщили. Но в то же время судебная практика в данном случае, дескать, находит оправдание подобным публикациям. Фрагмент ответа председателя избирательной комиссии Волгоградской области приведем дословно.

«Содержание статьи «Депутат Корбаков решает проблемы округа» (газета Диалог» от 19 июля 2014 года, №144) не связано с профессиональной деятельностью Корбакова Ю. А., работающего директором ООО «Грандстрой». Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ (Постановление №15-П от 30.10. 2003), информация, представленная в сочетании с позитивными комментариями, и иная, не связанная с профессиональной деятельностью лица, не может рассматриваться в качестве предвыборной агитации при отсутствии агитационной цели — побуждения избирателей голосовать за кандидатов в депутаты или против них. Действия, не имеющие целью побудить избирателей голосовать за кандидатов или против них, т. е. не обусловленные объективно подтверждаемым умыслом добиться конкретного результата на выборах, не могут рассматриваться в качестве предвыборной агитации».

Ну, что же — возможно, облизбиркому виднее, и постоянное мелькание (до начала агитационного периода) кандидатов-единороссов в оплаченных из бюджета камышинских СМИ не имеет объективно подтвержденного умысла добиться конкретного результата на выборах. Просто проводят лето в эфире именно эти кандидаты для своего удовольствия, да и все. Шарада о частых июльских позывах медийности г-д Попова и Корбакова может быть разгадана нами, избирателями, сразу после 14 сентября.

Впрочем, поствыборные прогнозы легко рисуются многими региональными средствами массовой информации уже сейчас. Вот, скажем, первый абзац из статьи «Страшный сон «Единой России», опубликованной на днях в «Областных вестях».

«Представьте себе, что 15 сентября «Единая Россия» наберёт 45% голосов избирателей. А остальные партии не преодолеют даже 5-процентный барьер. Сконфуженный и бледный Геннадий Шайхуллин объявит, что 19 мест в парламенте занимают единороссы. Немногим менее (например, 17) также получают одномандатники от «Единой России». И всё. Парламент укомплектован «медведями» более чем на 95%. Остальные два места получили сателлиты, которые, в общем-то, и не претендовали на роль оппозиционеров, но в июне для них просто не нашлось места в ЕдРе, а так-то они целиком поддерживают «политику партии и правительства».

Чего нам ждать от такой победы? Да вряд ли чего-то чересчур прогрессивного. Процитируем еще пару абзацев из «Сна...»

«Ситуация почти стопроцентного доминирования в Облдуме «Единой России» вполне может привести к коллапсу. Меня пугает, как будущая политическая элита в случае чего будет объясняться с массами. Хорошо, когда у тебя есть оппозиция — на неё можно свалить любой провал или перехватить у неё действительно полезную идею. На худой конец можно договориться, чтобы эта самая оппозиция утихомирила назревающее народное восстание. Или, как сейчас модно говорить, канализировала этот самый протест. По-простому — слила в унитаз.

Грядущая монополия «Единой России» в Волгоградской областной Думе опасна в первую очередь для самой правящей партии. Конечно, в сложившейся сегодня ситуации депутатам может противостоять губернатор, волевым решением склоняющий депутатов к правильным действиям... Но такой сценарий может быть действенным лишь некоторое время. Например, до тех пор, пока ситуация просто не выйдет из берегов. Тогда новая оппозиция очень быстро напомнит людям и о первом номере Бочарова, и обо всех других интересных нюансах. Благо, что Интернет в отдельно взятом регионе отрубить всё-таки невозможно...»