К Черному морю можно добираться разными путями, каждый турист выбирает свой

Мы же, учителя и учащиеся школ № 7 и № 12 (Владислав Жаворонок, Никита Майер, Евгений Косухин, Илья Пчёлкин, Сергей Божко, Владимир Сорочан, Дмитрий Яцук, Мария Кроль, Татьяна Жукова, турист со стажем выпускница школы №12 Екатерина Мелихова и учителя Юрий Ходыкин, Дарья Легчило, Александр Тельнов, Евгения Дружинина) решили попасть к морю пешком, пройдя 130 км из небольшого Карачаевского поселка Архыз. При этом мы планировали «взять» три горных перевала - Пхию (2050м), Квата (2350м), Цындышхо (2750м).

В путь мы вышли 24 июня, а завершили горный пешеходный поход 2 августа. Для новичков оформили маршрутную книжку первой категории сложности — руководил   новичками учитель физической культуры школы № 7 Александр Викторович Тельнов. А «старички», то есть уже опытные туристы (учащиеся школы № 12), покоряли вершины со своим руководителем Евгенией Павловной Дружининой  по второй категории сложности.

Перед стартом в Черкесске зарегистрировались в МЧС, получили пропуск в пограничную зону и на маршрутке доехали до Лунной поляны, откуда начиналась пешая часть похода.

В первый день мы совершили небольшой радиально-акклиматизационный выход под «Перевал Федосеева» - он назван в честь известного писателя–геодезиста. Проблем с акклиматизацией ни у кого не возникло, и поэтому на следующий день «пробежали» с нашими пока объемными рюкзаками 25 километров, поднялись на перевал Пхию, на котором, к слову, установлено 3 памятника участникам Великой Отечественной войны. При спуске с Пхии на тропе мы увидели свежие следы медведя, но повстречавшиеся местные жители успокоили нас: «Медведи сейчас сытые и людей не трогают». Но следы насторожили и заставили задуматься: что же делать при встрече с медведем?

На третий день мы совершили небольшой переход (18 км) по грунтовой дороге от поселка Пхия до кордона «Карапырь» Кавказского биосферного заповедника. Тут пришлось раскошелиться: мы заплатили за прохождение через территорию заповедника по 750 рублей за каждого участника. Планировали пройти его за 4 дня, но границы заповедника расширили, поэтому пришлось платить за 5 дней. Если так пойдет дело, то скоро весь Кавказ перегородят и объявят одним заповедником и погранзоной!

На четвертый день в долине реки Дамхурц устроили мы «дневку» - кто отведал туристского хлеба, тот знает, что это самый лучший день похода! Ана пятый день подошли к перевалу Квата, однако дождь помешал идти дальше.

На перевал Квата поднялись на шестой день. Подходили к озеру Дамхурц опять под дождем, но в сопровождении пограничников. Они нам показали своими автоматами гуляющего медведя на склоне хребта, но, правда, также напутствовали не бояться их. Все промокли, поэтому от предложения помыться в бане у пограничников не отказались. И, конечно, радовались угощению: хлебосольные хозяева заставы дали соль, долгожданный хлеб, консервы и сухпайки.

На седьмой день отправились на самый высокий перевал Цындышхо, а там - снега видимо-невидимо! На подъеме и на спуске пришлось преодолеть «снежники» - шли осторожно, отчего спуск затянулся. А последние 50-60 метров съезжали на сидушках, а кое-кто и на пятой точке.

Спуск затянулся, а тропу мы нашли далеко не сразу (здесь туристы ходят мало). Ночевали на крутом склоне горного ручья в каких-то кучугурах, но среди зарослей кавказского рододендрона. Это была самая экстремальная ночевка! И только на следующий день Женя Косухин нашел тропу (маркировки нет, туры далеко стоят друг от друга), шли буквально по фантикам, оставшимся после предыдущей группы. И спустились к красивому горному озеру Кардывач... Это уже был Краснодарский край.

Ночевали опять недалеко от погранотряда. На погранзаставах мы встречали своих земляков - жителей Волгограда, Урюпинска. Они не только проверяли наши документы, расспрашивали про маршрут, но и подкармливали нас.

В последний день мы бежали по долине реки Мзымта, которая течет через поселок Эсто-Садок к Красной Поляне. Добравшись до Роза Хутора, сели на автобус до Адлера. Здравствуй, море!

...Завтра поезд понесет нас на север, позади нас останутся альпийские луга с двухметровыми травами, адреналиновые снежники Цындышхо, ледниковые озера, буковые леса, Эльгенманова поляна и солнечные брызги моря. А с нами останутся впечатления от увиденного, пройденного, сувениры со склонов Главного Кавказского хребта (подковы лошадей, оригинальные камни, рододендроны) и дружба, появившаяся при преодолении заснеженных перевалов, сыпучих марен, горных речек и вечерних посиделок у костра.