Остатки старого строения на месте стройки на ул. ПролетарскойОднажды в Волгограде я услышал шутку от одного из работников коммунальных служб: «Мы — коллеги археологов». Дело происходило при проведении земляных работ, во время которых были обнаружены остатки старого строения. Работы притормозили, ждали ученых...

Что нового мы можем узнать о Камышине после проведения земляных работ? Много ли ещё тайн хранится прямо под нашими ногами?..

Тайн, может быть, и немного. Хотя по Камышину бродит немало слухов о том, как в разных частях города при закладке фундаментов или рытье траншей были обнаружены тайники прежних лет. Находят в них, говорят, и деньги, и ювелирные украшения.

Однако зачастую при работе экскаватора взору бригады предстают самые прозаические вещи — например, остовы старых зданий. Так произошло и в районе камышинской бухты. Здесь на углу улиц Пролетарской и Гоголя открывает новый магазин торговая сеть. Для того, чтобы сделать заезд к магазину, будет передвинут памятный знак, который образно называют «Мир». Это железобетонная плита, на которой на восьми языках мира написано это великое слово.

Для переноса памятного знака строители рядом выкопали яму. И буквально через некоторое время сразу же выявилась главная проблема старой части города — близость грунтовых вод. Дно ямы скрыла вода, хотя глубина её — примерно три метра. Потом прошел ливень, и теперь на дне — мини-бассейн, вода не уходит. Когда город пытался решить проблему затопления после ливней подвалов домов на улице Пушкина (№№ 1, 3 и 5) бывший начальник комитета ЖКХ Вячеслав Кузнецов сказал мне, что нивелирование в исторической части Камышина показало, что уровень речки Камышинки и земляного горизонта в районе 7 микрорайона примерно одинаков. Отсюда — и уровень грунтовых вод.

Но мы отвлеклись... Земляные работы «вскрыли» очередной фундамент старинного здания. Традиционно он исполнен из тесанных камней и красного кирпича. Каменоломен вокруг Камышина в начале XX века было немало — например, в Антиповке, где находилась «каторга», на которую ссылались преступники. Они-то и добывали камень, который вывозили по Волге в Астрахань и Камышин для строительства казенных сооружений. А под гражданские постройки камень «ломали» и многие антиповские крестьяне, которые также отвозили его в Камышин и продавали для фундаментов домов. «Ломали» камень и на горах Ушах, отчего горы сильно пострадали, и в немецких колониях в Камышинском уезде.

В одном месте кладка красных кирпичей «уходит» вверх. Возможно, это просто механическое воздействия ковша экскаватора. Но возможно, и остаток от свода подвала. Такие подвалы еще можно обнаружить в старинных домах Камышина. Много их на местах бывших немецких колоний — в Камышинском районе, близ Нижней Добринки и других сел. Многие бывшие колонии исчезли, а вот подвалы остались. Эти сооружения  были насущной необходимостью. Холодильников в те времена еще не было, и все припасы в течение круглого года хранились в подвалах и ледниках.

Как писали в «Домострое», «брусничная же вода и вишни в патоке, и малиновый морс, и всякие сладости, и яблоки, и груши в квасу и в патоке, и пастилы, и левашники — и для себя, и для гостя, и больному всегда есть, если вовремя припасены...».

А экономить советовали так: «Какой же рыбы нет в запасе или запас издержался, а целой бочки одному не купить, возьми товарища или двух — бочку осетрины или белужины или сельдей или какой-нибудь рыбы, или осетрины, или икры какой купи вместе: тогда с рубля пяти алтын не додашь...»

Вот так незаметно подошли мы к «осенней теме» запасов и их хранения... В условиях санкционного «недержания» в странах западной Европы и США тема  становится особо актуальной.