Источник: «Областные вести» (http://oblvesti.ru/pilipenko-v-tochku/itogi-vyborov-2014-cifry-i-posledstvija.html)

Фраза председателя Центральной избирательной комиссии Владимира Чурова про «оглушительную победу» Андрея Бочарова на выборах губернатора была молниеносно растиражирована всеми местными средствами массовой информации. Действительно, результат в 88,49% набранных голосов впечатляет настолько, что даже поначалу непонятно, кем были в действительности и чем занимались в период избирательной кампании его «конкуренты» Олег Михеев, Дмитрий Литвинцев и Олег Булаев.

Однако предварительные данные по другим 29 регионам, в которых избирались 14 сентября главы субъектов Федерации, однозначно свидетельствуют: показатель в 88,5% голосов является не столько выдающимся политическим результатом, сколько отражает общероссийскую тенденцию. Более половины действующих глав регионов получили аналогичные результаты.

Остальные главы регионов на выборах набрали свыше 60% голосов, и только двое (в Якутии и Республике Алтай) — от 50% до 60%.

Все избранные главы регионов имеют совершенно различный послужной список, разный стаж работы на занимаемом посту. Во всех регионах отличная друг от друга социально-экономическая ситуация и своя собственная социально-психологическая специфика сложившихся традиций электорального поведения.

А вот результаты получились почти идентичные. Как такое могло случиться? Ответ прост: российская внутренняя политика теперь выстроена таким образом, что губернаторские выборы повсеместно превратились в имитацию политической конкуренции.

Политическим конкурентам у согласованных с Кремлём губернаторов просто неоткуда взяться. Ни один здравомыслящий бизнесмен не рискнёт сегодня вопреки действующей власти финансировать свою собственную или чужую избирательную кампанию, иначе потеряет бизнес, и, возможно, свободу.

В итоге практически все перечисленные регионы к сентябрьским выборам подошли с тотально зачищенным политическим пространством, в котором «конкурентам» действующих глав регионов отводилась роль статистов, создающих видимость избирательной кампании.

«Оглушительная победа» Андрея Бочарова в Волгоградской области — не более чем обычный технический результат новой общероссийской системы организации управления регионами. Единственное, что отличает итоги волгоградских выборов от общероссийской картины, — это низкая явка избирателей, которая составила 36,4%. Впрочем, с цифрой явки на выборы тоже не всё так однозначно.

Стакан наполовину пуст? Стакан наполовину полон!

Показатель явки избирателей на выборы очень важен, поскольку именно он повышает или, наоборот, понижает легитимность избранного кандидата. Если, к примеру, взять показатель Андрея Бочарова в 88,5%, он сперва кажется огромным. Но если учесть, что на выборы пришло чуть более трети избирателей, то получится, что его поддержал только каждый третий житель области. Остальные две трети (а это, как-никак — квалифицированное большинство) не проявили к присланному Москвой кандидату никакой деятельной симпатии.

Общероссийская ситуация по явке на выборы позволяет сравнить активность избирателей в разных регионах и оценить ситуацию в Волгоградской области.

Явка в Волгоградской области оказалась не только ниже показателей большинства регионов, но и значительно ниже среднего показателя по России, который составил 46,2%.

Если вспомнить последние губернаторские выборы 2004 года, то накал политических страстей там был максимальный, расходов на кампанию основные кандидаты не считали, предвыборная агитация зашкаливала. Но явка и на первый, и на второй туры была чуть выше, чем в сентябре 2014 года.

Следовательно, дело не столько в степени накала политических баталий, сколько в мотивах, по которым от 60% до 75% избирателей упорно не хотят выбирать местную и областную власти.

От этих мотивов в конечном итоге зависят и последствия того, что происходит в регионе и с регионом.

Три партии власти плюс… еще одна

На минувших выборах Андрею Бочарову удалось то, что до сих пор не получалось у его предшественников, — сформировать «ручную» областную думу. Но именно это и таит в себе главные опасности для губернаторской власти.

В прошлом созыве Волгоградской областной Думы немногочисленные депутаты от «Справедливой России» и ЛДПР  в подавляющем большинстве случаев голосовали так же, как и депутаты-единороссы. Ни региональные отделения ЛДПР и «Справедливой России», ни их фракции в областной думе не выдвигали никаких существенных и запоминающихся законотворческих инициатив, не предпринимали даже попыток позиционировать себя как партии парламентской оппозиции.

В новом созыве ЛДПР в областной думе будет представлена только одним депутатом, «Справедливая Россия» – двумя (с учётом победившего по одномандатному округу Дмитрия Калашникова). Такое представительство этих партий является сугубо номинальным, а об их роли в региональном заксобрании на пять лет можно вообще забыть. 

Единственной партийной фракцией, которая пыталась исполнять функции парламентской оппозиции, была фракция КПРФ в составе шести депутатов. В новом созыве регионального заксобрания КПРФ будет представлена всего тремя или четырьмя (если Михаил Таранцов всё же получит мандат после пересчёта голосов по округу) депутатами. Но это будет уже совершенно другая фракция, в которой главную роль будут играть экс-депутат Волгоградской гордумы Евгений Шаманаев  и новоиспечённый перед выборами коммунист Алексей Буров. И тот и другой политическими фигурами не являются, свои посты в обкоме они получили путём закулисных внутрипартийных интриг и какой-либо депутатской активности от них ожидать совершенно бессмысленно.   

Уход из жизни Алевтины Апариной и последующие неприятности с Николаем Паршиным нанесли региональному отделению КПРФ настолько тяжёлый удар, что роль волгоградских коммунистов в областной думе будет сведена к минимуму.

Депутаты вне политики?

Формально многопартийная областная дума, в которой единороссы имеют более трёх четвертей мандатов, обещает на практике стать тем же, чем является нынешняя Государственная Дума при Администрации Президента РФ и Правительстве России. Не случайно, уже получив  официальный статус губернатора, Андрей Бочаров публично порекомендовал депутатам, чтобы в их работе было меньше демагогии и политики, а больше конкретных дел.

Пожелание замечательное настолько же, насколько знаменито выражение экс-спикера Государственной Думы Бориса Грызлова о том, что парламент — это не место для дискуссий. Понимание новым губернатором политики в одном ряду с демагогией и как антонима конкретным делам всё расставляет на свои места: от депутатов теперь требуется только правильное нажимание кнопок на пультах голосования.

Почему не состоялось обновление областной думы

Обещанное Андреем Бочаровым обновление областного депутатского корпуса, как и ожидалось, было не более чем политической уловкой, обращённой к широкой публике, ожидающей перемен во власти. Уже результаты «всенародных» праймериз «Единой России» абсолютно точно показали, что за фасадом заявлений нового губернатора, присланного разгребать авгиевы конюшни волгоградской политики, находится банальная сделка. Безоговорочная лояльность будущих депутатов была получена путём сохранения статус-кво большинства наиболее одиозных персонажей, сделавших своё депутатство едва ли не пожизненным.

«Новые» лица нескольких депутатов являются таковыми лишь условно, поскольку их появление в региональном заксобрании обусловлено либо толщиной кошелька, либо заведомой лояльностью лично губернатору, либо и тем и другим одновременно.

Реальное обновление областной думы не могло состояться по одной объективной причине — гарантировать лояльность и исполнительность могут только те, кто уже имеет соответствующую репутацию и лично обязан исполнительной власти получением своего мандата.

Три главные опасности для губернатора

Все они, как мины замедленного действия, заложены самим Андреем Бочаровым в  конструкцию регионального заксобрания.

Опасность первая состоит в том, что главные враги волгоградских единороссов — это сами единороссы, являющиеся основными генераторами скандалов, интриг и просто глупых ситуаций. Но в отличие от прежних созывов думы новый депутатский состав — почти полностью результат усилий губернаторской власти. Поэтому тень от каждой очередной неприятной истории, в которые наши депутаты не могут не влипать в принципе, будет ложиться и на самого Андрея Бочарова.

Опасность вторая кроется в дальнейшем продолжении деградации представительного органа власти с точки зрения исполнения им функции контроля за исполнительной властью. Как следствие, информационная закрытость облдумы и регионального правительства станет ещё герметичнее, а депутатов, которые осмелятся указывать губернатору на неизбежные в любом деле ошибки и отстаивать права своих избирателей,  уже практически не остаётся.  Общеизвестно, что власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Формирование «карманного» парламента для губернаторской власти — очевидный шаг именно по этой скользкой дорожке.

Опасность третья заключена в изначальном отсутствии у самих новоизбранных  депутатов какой-либо мотивации созидательной законотворческой деятельности. Мандаты получены, инструкции выдадут по ходу дел, следующие выборы ещё очень-очень далеко.

Но губернатору надо демонстрировать перед Кремлём результаты своей работы, и чем раньше, тем лучше. Без эффективно работающего заксобрания сделать это невозможно. Можно имитировать эту работу, в чём переизбранные депутаты настоящие профессионалы, но имитировать результаты не получится.

Не будет результатов — не станет и прикомандированного к Волгоградской области губернатора Андрея Бочарова, полтора-два года — это максимум, который отводится на реальное исправление положения дел в регионе.

А что депутаты? А депутаты просто благополучно переживут ещё одного руководителя  области, что им уже неоднократно приходилось делать. И органично имплантируются  в «команду» нового…

Как показало время, это они умеют лучше всего прочего.