Этот триптих под названием «Камышин» создал художник Павел Георгиевич Лефтор (1939-2009). Он приехал в Камышин, чтобы работать на хлопчато-бумажном комбинате в художественной мастерской: создавать новые рисунки тканей... Это был год 300-летия города — 1968-й, когда и был открыт изображённый на одной из картин триптиха памятник у нынешего здания музея (тогда горисполкома). Лефтор быстро заявил о себе не просто как о производственном художнике: он начал творить для города, стал участником многих выставкой...

leftor
Лефтор Павел Георгиевич (1939-2009). Триптих Камышин. Здание горисполкома со стелами, поставл. в честь 300-летия города, 1972.
Лефтор Павел Георгиевич (1939-2009). Триптих Камышин. Панорама города (вид с Волги), 1972 год
Лефтор Павел Георгиевич (1939-2009). Триптих Камышин. Изображение первой фабрики ХБК, 1972 год

...Глядя на этот триптих, созданный в «лефторовских» — тёмных, практически иконописных тонах, я отчего-то вспомнил свой последний разговор с Павлом Георгиевичем. Художник ушел из жизни в такие же холодные ноябрьские дни 2009 года. 23 ноября родственники, друзья и культурная общественность Камышина проводили его в последний путь...

А за некоторое время до печального события Павел Георгиевич, с которым мы столкнулись нос к носу на улице Ленина, неожиданно начал рассказывать мне о церквях. Он вообще был отчаянный говорун, который многое повидал в жизни, исколесил весь СССР, поэтому рассказывать мог не хуже ведущего «Клуба кинопутешествий».

Leftor
Павел Лефтор

«В центральной России (я уже не помню названий сел, которые упоминал П. Г. Лефтор, — прим. авт.) я обнаруживал на околицах деревень, а иногда и прямо в лесах церкви, — рассказывал Павел Георгиевич. — Леонид, это было время их повального уничтожения во второй раз, при Брежневе. Из зданий православных храмов давно изгнали созданные там в 1930-ые годы склады, клубы и прочие «амбары». Наши святыни, которые строились много столетий назад, исчезали и рушились на глазах... Я заходил в эти прекрасные памятники архитектуры Руси и замирал... Замирал от красоты, от восторга, от щемящего чувства, что ничего уже  нельзя сделать... Я видел старинные иконы, брошенные в дальний угол... Дурень, надо было поднять, взять... А я стоял, замерев, и сквозь дырявый купол смотрел на небо... Стоял и смотрел...».

...Когда ранее журналисты спрашивали мастера: «Откуда у Вас такая любовь к тёмным тонам, что за иконописные виды?», — он отмалчивался, отшучивался, пояснял, что так видит мир. А мне кажется, я понял.

13 лет назад Камышин простился с одним из самых известных местных художников — Павлом Лефтором. Он покинул мир в год своего 70-летия, оставив Камышину многочисленные работы, которые сегодня можно увидеть в Камышинском историко-краеведческом музее и Камышинской художественной галерее.