Пожары, охватившие почти половину сельских районов нашей области, в корне изменили ситуацию на политическом Олимпе нашего региона.

Нет ничего неблагодарнее, чем строить прогнозы, особенно политические. Окрыленный подтверждением своих предположений в отношении теперь уже бывшего председателя облдумы В. А. Кабанова, я уже собрался выложить на Инфокаме свой расклад по дальнейшим подвижкам в высшем руководстве области, но, слава Богу, удержался. Пожары, охватившие почти половину сельских районов нашей области, всего за неделю в корне изменили ситуацию на политическом Олимпе нашего региона.

Как известно, Волгоградская область — «выбилась» в лидеры российских регионов, наиболее пострадавших из-за пожаров. По данным на 6 сентября, огнем было уничтожено 439 строений, в том числе 340 жилых домов. Погибло 8 человек, 17 госпитализировано. По предварительным данным, без жилья осталось 996 человек. Цифры шокируют. Президент Д. А. Медведев, комментируя трагедию, случившуюся в области, заявил на всю страну, что «…всё это — результат вопиющей халатности со стороны местных органов власти». Эти слова стали своеобразным спуском курка. В области в спешном порядке начали устанавливать «крайних», виновных в трагических последствиях разрушительных пожаров.

Как заявил журналистам и. о. старшего помощника прокурора Волгоградской области по взаимодействию со СМИ Олег Пикуров, «…прокуратура области направила в суды 9 исковых заявлений о признании незаконным бездействие администраций поселений, на территории которых возникли пожары». В числе прочих ответчиков по искам прокуратуры числятся также руководители Мичуринского и Усть-Грязнухинского сельских поселений Камышинского муниципального района. Не дожидаясь решений судебных органов, свои посты покинули вице-губернатор Игорь Пикалов и главы наиболее пострадавших от пожаров Котовского и Руднянского муниципальных районов.

«Если погибли люди, значит, были нарушения, — признался областным тележурналистам губернатор А. Г. Бровко. — Кто, как не чиновники, должен нести за это ответственность? Поэтому «разбор полетов» будет серьезный, возбуждены уголовные дела и, наверняка, мы выявим еще тех, кто допускал нарушения. Мы их уже знаем. Это те, кому мы и прокуратура выдавали предписания, которые по каким-то причинам не исполнялись. Я имею в виду не чиновников высокого уровня, а некоторых — слава богу, их немного, буквально, единицы — руководителей сельских поселений, которые по каким-то своим субъективным причинам не исполняли предписания прокуратуры».

Обращаю внимание читателей на последние слова руководителя региона. Если принимать их за чистую монету, то выходит, что виновниками волгоградской трагедии являются «единицы» из неисчислимого сонма чиновников. Позволю себе не согласиться с этим выводом нашего губернатора. Так называемые ландшафтные пожары в нашей области начались еще в апреле. Тогда всего за одни сутки в Новоаннинском и Алексеевском районах сгорело более 70 гектаров хвойных лесов. По данным начальника ГУ МЧС по Волгоградской области Олега Гребенюка, озвученным «Городскими вестями», «… в лес огонь пришел с полей, где жгли сухую траву». Спасатель признался тогда, что «…около 70% населенных пунктов области находятся под угрозой с точки зрения перехода лесного (и, как оказалось, степного) огня».

Уже тогда начальник ведомства МЧС предполагал, что при наступлении засухи и высокой температуры наиболее пожароопасная ситуация может сложиться в целом ряде районов области. В том числе Котовском, Камышинском, Ольховском и Руднянском районах. Но его предположение о количестве пожаров не выходило за рамки среднегодового показателя — 273 единицы и, к сожалению, оказалось далеким от действительности. По признанию Владимира Ерофеева, главы Камышинского муниципального района: «До 2 сентября мы с этими пожарами боролись ежедневно. Горело каждый день… У нас район вдоль трассы, 190 км, один брошенный небрежно окурок — и все, огонь уходит в овраг, ничего не сделаешь».

К сожалению, нотка обреченности, прозвучавшая в словах В. Я. Ерофеева, характерна для суждений о причинах пожаров и других глав муниципальных образований: «Ничего не сделаешь…». В результате, цитирую упомянутого выше прокурорского работника Олега Пикурова, «…во многих сельских поселениях не был обеспечен водозабор. Просто не хватало воды для пожаротушения. Не было первичных средств пожаротушения… Не было организовано надлежащее оповещение населения и органов государственного пожарного надзора о пожаре. Всё это способствовало тому, что были допущены возгорание жилых домов, допущена гибель людей именно из-за бездействия администраций».

Но и эта констатация фактов явно запоздала. Как запоздали и, казалось бы, решительные действия прокурора Жирновского района, который  подготовил «заявление о признании незаконным бездействие районного отделения государственного пожарного надзора УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области». По мнению прокурора, «…этот орган пожарного надзора своевременно не внес предложение органам местного самоуправления о введении особого противопожарного режима». Этими устами да мед бы пить! Только не сейчас, а хотя бы месяцем раньше. Ведь пример регионов средней полосы России наглядно свидетельствовал, что беда и нас не обойдет. Но нет! Все, как всегда. Пока жареный петух не клюнет — мужик не почешется! Вот и клюнул. Только не жареный, а огненный.

О причинах нашего общего проигрыша в борьбе с огнем ныне не говорит только ленивый. Высокопоставленные чины областной администрации признают, что «…в работе не хватает системности. Недостает техники, власти на местах зачастую игнорируют представления прокуратуры, а жители области — рекомендации специалистов». С последним выводом согласен и собеседник журналистов Инфокама — признанный организатор производства А. В. Хоботов. Вспоминая детство, прошедшее в Лебяжьем, Анатолий Васильевич отметил, что в то время каждый житель поселения четко знал, что ему надлежит делать в случае пожара. Необходимый пожарный инвентарь был во всех домовладениях. И это притом, что в каждом колхозе и совхозе были не только профессиональные пожарные, но и добровольные дружины огнеборцев.

Упущения в работе с жителями региона признает и глава администрации Волгоградской области Анатолий Бровко: «Не прислушивались люди к нашим рекомендациям, а они были очень строгими — не разводить костры. Почему фермеры жгли стерню, когда кругом чрезвычайная ситуация? Вот эти меры по усилению контроля должны быть приняты незамедлительно». Вот уж действительно — теперь вынь да выложь! А что же раньше-то этого не делали? Слабо было или что-то другое занимало? Занимало, да еще как. Причем, как мне кажется, явно не первостепенной важности. Власть раздирали политические противоречия.

Как известно, губернаторская команда, набранная за пределами области «с бору по сосенке», решила показать, кто хозяин в доме. То бишь в области. За этим последовал «наезд» на мэра Волгограда Романа Гребенникова. Однако предложение об устранении его от должности руководителя приемной В. В. Путина не прошло. Высшее партруководство «Единой России» сочло это предложение неуместным.  В результате «пострадал» один из авторов этой идеи В. А. Кабанов, лишившийся не только поста председателя облдумы, но и, судя по всему, должности секретаря регионального отделения партии. Владимир Александрович стал первым «лишенцем», но, скорее всего, не последним.

Дело в том, как считают областные эксперты от политологии, команда Бровко и он сам лично, допустили еще несколько ошибок, за которые им придется поплатиться. Самой опрометчивой из них якобы стала жалоба на силовые структуры области, не понимающие «запросы» новой команды губернатора. И это притом, что ни сам губернатор, ни его заместители из числа «варягов» в своих действиях не считают нужным учитывать мнение политической элиты области. Как не считают нужным изучать «послужные списки» политических лидеров области. Незнание губернатором, кто из них и на что способен, приводит не только к кадровым перекосам, но  и может стать причиной как «парламентского», так и политического коллапсов в рамках области. Что априори не должно быть у главы региона, наделенного полномочиями по представлению «Единой России».

Примечательной  в этом плане оказалась позиция депутатского корпуса областной думы. Видя определенную несостоятельность команды нового губернатора, они решили взять карт-бланш. Первым шагом стало их решение войти в состав оперативного штаба по ликвидации последствий пожаров и оказанию помощи погорельцам. Вторым и, может быть, даже более весомым должна стать проверка кому и на какие цели ушли бюджетные деньги, выделенные для проведения опашки населенных пунктов и лесных массивов. Кстати, эта инициатива принадлежит председателю комитета по аграрной политике и природным ресурсам Анатолию Якунину, одному из инициаторов отставки В. А. Кабанова с поста председателя областной думы.

Что же касается кандидатуры на должность председателя облдумы, то, как мне представляется, необходимый консенсус в этом плане уже достигнут. Скорее всего, эта должность достанется Николаю Николаевичу Чувальскому. Как известно, Чувальский работал первым заместителем главы администрации Дзержинского района, депутатом Волгоградского городского Совета народных депутатов первого и второго созывов, председателем бюджетного комитета, заместителем председателя Волгоградского городского Совета народных депутатов. С 2003 года — депутат Волгоградской областной Думы. Был заместителем председателя Волгоградской областной Думы третьего cозыва, курирующим вопросы социальной политики. Он — кандидат экономических наук, действительный член-академик Российской муниципальной академии. Почетный президент футбольного клуба «Олимпия».

Мне кажется, при активном участии думской  фракции «Единой России» будет решен и вопрос о секретаре регионального отделения этой партии. До пожаров на эту должность прочили самого губернатора. Поводом для такого предположения стала его августовская встреча с председателем высшего совета партии «Единая Россия» Борисом Грызловым. Однако «пожарная эпопея» несколько поколебала уверенность партийного руководства в правильности этого выбора. А у самого Анатолия Григорьевича, судя по всему, аллергия к этой должности, спровоцированная необходимостью срочной ликвидации последствий пожаров, только усилилась.

Одна из самых вероятных кандидатур на эту должность — это, как ни странно, — мэр Волгограда Роман Гребенников. Совмещение руководства приемной лидера партии Владимира Путина  с должностью секретаря регионального отделения может стать для мэра миллионного города своеобразной партнагрузкой в свете предстоящих выборов Президента РФ, а затем и нового состава Государственной Думы. Хотя, если амбициозный молодой политик согласится на эту «расстрельную должность», он пойдет по лестнице, ведущей вниз. Во всяком случае, истина с этим и другими предположениями, изложенными выше, где-то рядом. Мне так кажется.