На днях увидел свет очередной электронный журнал «Брифинг Клуба экспертов Волгограда». На сей раз политические эксперты обсуждали тему «Муниципальная реформа в Волгограде: Депутаты регионального Заксобрания до 1 декабря 2014 года  должны выбрать политическую модель для областного центра».

Полагаем, что материал координатора Клуба экспертов Волгограда Андрей Серенко «Новая модель управления Волгоградом будет неэффективна без антикриминальной люстрации власти» будет интересен нашим читателям.

«Депутаты Волгоградской областной Думы до 1 декабря 2014 года должны определиться с моделью местного самоуправления в областном центре. Выбор такой модели подведет черту под затянувшимся кризисом власти в г. Волгограде, который начался в конце февраля 2011 года, после отрешения от должности Романа Гребенникова — последнего мэра Волгограда, избранного на всеобщих, тайных и прямых выборах.

Впрочем, есть основания полагать, что кризис власти в г. Волгограде начался еще раньше — летом 2006 года, когда в результате сложной интриги группы волгоградских гражданских и силовых чиновников, а также аффилированных с ними бизнесменов был отрешен от должности мэр областного центра Евгений Ищенко. Общественному мнению до сих пор неизвестна реальная подоплека возникновения «дела Ищенко», хотя именно с него, на мой взгляд, необходимо вести отсчет волгоградского муниципального кризиса.

«Дело Ищенко» было первой успешной попыткой силовым, внешним воздействием пересмотреть статус избранного на прямых выборах главы областного центра. Все последующие события в том же ключе — отрешение Гребенникова, безвластие 2011-2013 годов, карикатурность «внешнего мэрства» Ирины Гусевой — все это лишь ремейки «дела Ищенко», его политические последствия.

Теперь депутатам областной Думы придется выбирать способ, с помощью которого должен быть преодолен кризис управления в г. Волгограде. По большому счету, выбирать придется из трех проектных «корзин».

Первая «корзина» — вернуть прямые выборы мэра Волгограда, как это было до 2011 года, и как потребовали в 2012 году участники общегородских общественных слушаний.

Вторая «корзина» — сохранить нынешнюю модель (общегородская Дума, председатель которой одновременно является главой Волгограда, и подконтрольный этой Думе сити-менеджер).

Третья «корзина» — реализовать на практике итоги всероссийского эксперимента, проведенного в Волгограде в январе-июне 2014 года на базе общественной Думы (это предполагает проведение выборов в восемь районных Дум, делегаты от которых затем сформируют общегородскую Думу, а также передачу исполнительной власти в областном центре сити-менеджеру, подконтрольному губернатору региона).

Очевидно также, что на муниципальном уровне назрела необходимость в проведении активной политики декриминализации власти. Без этой антикриминальной, антимафиозной люстрации любые модели управления городом обречены оставаться неэффективными.