Волгоградская областная дума«100 дней Волгоградской областной Думы» - такова тема прошедшего заседания Клуба экспертов Волгограда. Оценивая первые 100 дней работы Облзаксобрания, эксперты Клуба (сообщество независимых политических экспертов, ученых, журналистов Волгоградской области) высказали свои оценки не только работы областной Думы, но и политической ситуации в регионе.

Александр Стризое, доктор философских наук, заведующий кафедрой социологии Волгоградского государственного университета (ВолГУ):

Волгоградской областной думе еще предстоит обрести собственное «политическое лицо»

Близятся 100 дней деятельности депутатов нового созыва Волгоградской областной Думы. Этот рубеж, достаточный для разработки и принятия серии масштабных решений и выявления их ближайших социальных последствий, позволяет поставить вопрос о первых итогах работы народных избранников. Тем более, что с новым составом депутатов и избиратели, и партийно-политическая элита региона связывали немалые надежды.

То, что обсуждение было непростым ясно хотя бы потому, что процент дефицита бюджета, как и его расходная часть не раз корректировались, а из 28 поправок были учтены лишь 13.

Но волгоградцы так и не услышали ничего, кроме банальных фраз о социальной направленности и честности бюджета. Скорость работы Думы по бюджету и отсутствие развернутых комментариев ее результатов заставляют сомневаться в качестве принятых решений.

Во-первых, насколько обеспечены расходы бюджета? Речь идет не о поступающих в регион федеральных средствах, а о полноте сбора налогов, формирующих региональный бюджет. Все ли возможное сделали депутаты для обеспечения полноты их сбора?

Во-вторых, справедливо говоря о необходимости комплексного развития сельских территорий, составители бюджета выделили эту задачу особой строкой, но и у жителей областного центра, равно как и городов областного подчинения возникает вопрос о том, насколько в бюджете учтены интересы комплексного развития городских территорий? Никто из думцев не высказался о вопросе, острота которого известна всем: как учитываются в областном бюджете интересы Волгограда? Можно ли после этого серьезно говорить о выборе новой стратегии развития? Являясь представителями всего населения области, депутаты Думы являются и наиболее авторитетной частью всего депу татского корпуса региона.

Проявились ли опыт, авторитет и ответственность народных избранников в их отношениях с представляющими регион депутатами Государственной Думы РФ или Волгоградской городской Думы? Первые явно не отягощают себя работой в Волгограде и области, активной поддержкой усилий областного руководства и защитой региональных интересов. Может быть, настало время напомнить московским думцам о проблемах их связи с областью, выразить по этому вопросу консолидированное мнение областных парламентариев?

Что же касается городских депутатов, без зазрения совести тратящих бюджетные миллионы на аренду автомобилей представительского класса, то не следовало ли депутатам областной Думы дать свою оценку этим и иным подобным им действиям? Или отказ депутатов от «золотых парашютов» это разовая акция, осуществленная под давлением губернатора Андрея Бочарова, а не последовательный курс на экономию средств в условиях кризиса?»

При отсутствии публичных дискуссий и заявлений со стороны представителей областной Думы у экспертов, журналистов, рядовых граждан не может не сформироваться убеждение, что работа депутатов протекает в скрытых формах клановой-корпоративной борьбы, где на первом плане оказываются личные или групповые (неважно сельские или городские) лоббистские интересы. Не с этим ли связано молчание депутатского корпуса в ситуации, когда гражданская активность приняла протестные формы, как в случае с «Химпромом»?

Корпоративная конкуренция проявилась и в довольно остро протекавшей, но скрытой борьбе по формированию Молодежного парламента и выборам его председателя. Половину этого парламента представляют выдвиженцы думских политических партий. В условиях, когда сеть низовых партийных организаций крайне слаба и открытый, гласный отбор молодого пополнения политиков с низов весьма затруднен, воспроизводство партийного резерва осуществляется на основе личных и групповых партийных связей и пристрастий. Понятно, что партийная «школа патроната» и личной преданности, которую проходят многие молодые парламентарии, вряд ли станет частью их демократического политического опыта.

Наличие скрытой групповой борьбы объясняет и отсутствие у областного парламента собственного «политического лица»: ветераны депутатского корпуса имеют опыт и понимают важность публичной защиты депутатского мнения, но не спешат использовать свой ресурс, в то время как новички из районов области, видимо, далеки от этого и не вполне освоились с новыми масштабами своей деятельности.

Новый 2015 год обещает быть бурным и, возможно, более не предсказуемым, чем уходящий. Обстановка кризиса, риска и неопределенности может стать для депутатов Волгоградской областной Думы хорошей школой инициативы, активности, стратегической мудрости и ответственности. И областная власть, и жители региона от этого только выиграют.

Виталий Арьков, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS, Представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Волгоградской области:

Главная задача Волгоградской областной думы – легитимация спущенных из областной администрации решений

«Волгоградская областная Дума образца 2014 года представляет собой нечто совершенно иное, чем должна была стать по задумке формировавших ее представителей основных политических сил региона. В своем нынешнем виде она не соответствует в полной мере ни стратегическим задачам, которые мог бы ставить перед ней очередной, уже третий по счету губернатор-«варяг», ни корыстным целям вынужденно втихую оппонирующих ему местных бюрократически-криминальных кланов.

О том, что Андрей Бочаров в силу ряда причин последних сколь-либо серьезными соперниками не воспринимает, может свидетельствовать хотя бы факт попадания большинства их представителей в число депутатов регионального Законодательного собрания нового созыва. Вопреки всем предвыборным ужастикам, никому из них конкретно Бочаров «палки в колеса не вставлял» и не мешал избраться. При соблюдении единственного, но архиважного условия – участвовать в выборах депутатов Волгоградской областной Думы либо в партийном списке «Единой России», либо как одномандатник при поддержке все той же «Единой России» и Общероссийского народного фронта (ОНФ), который он до захода в регион возглавлял на федеральном уровне. Поэтому все те, кто принял это условие и мог принимать участие в выборах на мало-мальски достойном уровне – имею в виду электоральный вес и финансовые возможности, в областную Думу нового созыва попали. Однако при распределении главных думских портфелей ожидал их весьма и весьма неприятный сюрприз. Вопреки ожиданиям, распределены таковые были не в соответствии с привычными доселе межклановыми «терками» и по понятиям, а по соображению нового губернатора и его советников, остающихся по-прежнему «темными лошадками» для местного истеблишмента. Причем упрекнуть Бочарова в публичной плоскости им оказалось не в чем. Кресло спикера досталось главе города Михайловки Николаю Семисотову, где победившая на выборах «Единая Россия» показала наилучший результат, а кресло одного из заместителей - Станиславу Короткову, который лишь незадолго перед выборами перешел в партию власти из «Справедливой России», но как ее кандидат показал самый лучший результат среди всех одномандатников по Волгограду.

Кстати, Короткова вряд ли можно назвать креатурой Бочарова. Скорее, он может оказаться близок к тем местным политикам и бизнесменам различного уровня законности, кто выказывает свое недовольство политикой нового губернатора. Тем не менее, губернатор был не против того, чтобы именно Станислав Владимирович возглавил ключевой думский комитет – по бюджету и налогам.

Оказался соблюден и паритет с оппозицией. Лидер фракции «Справедливая Россия» Дмитрий Калашников совершенно, на мой взгляд, справедливо возглавил комитет по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и дорожному хозяйству, заместитель главы фракции КПРФ Евгений Шаманаев - комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, жилищной политике и строительству, а лидер фракции ЛДПР Юрий Чекалин стал председателем комиссии по противодействию коррупции. Отметили должностью и «мотающую» уже третий по счету депутатский срок врача по образованию и доктора по призванию Татьяну Цыбизову – в новой областной Думе она отвечает за деятельность... комитета по культуре, делам национальностей и казачества, вопросам общественных объединений, религиозных организаций и информационной политики.

Понятное дело, что Татьяне Игоревне по всем статьям ближе комитет по охране здоровья. Однако факт присутствия в новой областной Думе ее коллеги по системе здравоохранения, шедшей вместе с губернатором в первой тройке предвыборного списка «Единой России» по квоте ОНФ Натальи Семеновой, никакого выбора для Цыбизовой, полагаю, не предполагал. Да еще и учитывая сокращения числа комитетов и иных статусных постов по сравнению с Думой прошлого созыва...

Обделенные портфелями и креслами депутаты, а среди таковых есть и те, кому губернатор практически подарил мандат, в кулуарах сетуют на то, что все «теплые местечки» в новой Думе розданы новым народным избранникам, представляющим сельские районы.

На первый взгляд может показаться, что так оно и есть. Это и упомянутый мной выше спикер Николай Семисотов из Михайловки, и его заместитель - руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Горняковиз Урюпинска, и председатель комитета по аграрным вопросам, охране окружающей среды и природопользованию Владимир Струк, и... пожалуй, все на этом. То есть, несмотря, на «предъявы» городских, у «сельских» депутатов лишь три представителя на ключевых постах. Есть, конечно, еще и условно «сельский» Сергей Булгаков, некогда возглавлявший беспросветно депрессивный Старополтавский район, словно в насмешку над здравым смыслом обретший в нынешней Волгоградской областной Думе пост председателя комитета (внимание!!!) по экономической политике, инновационному развитию, предпринимательству и вопросам собственности. И это на фоне того, что такие сильные в экономике и успешные в предпринимательстве и практической инвестполитике депутаты как Владимир Ефимов и Руслан Шарифов вынуждены довольствоваться статусом простых депутатов. Впрочем, как и Короткова, Булгакова нельзя в полной мере назвать человеком из команды нового губернатора, невзирая на выдающиеся способности Сергея Викторовича в искусстве политической мимикрии. Вообще, чем настойчивее пытаешься понять логику назначений в Волгоградской областной Думе нового созыва и отыскать смысл в ее действиях, тем больше приходишь к выводу об отсутствии и логики, и смысла. Причина, на мой взгляд, проста – Волгоградская областная Дума губернатору Бочарову не нужна. Нет, она должна существовать как того требует Устав региона и федеральное законодательство. А также для легимитизации спущенных из администрации законов и постановлений. Но не более того. Именно поэтому большинство депутатов «бочаровского призыва» звезд с неба не хватают, да и этого от них не требуется. Этакий региональный клон Государственной Думы ФС РФ, разве что пока не сотрясающий медиа-пространство придурковатыми законодательными инициативами. Впрочем, Волгоградская областная Дума образца 2014 года функционирует (термин «работает» тут явно неуместен) совсем немного и все еще у нее впереди.

Евгений Калинин, главный редактор еженедельника «МК-Волгоград»

Экономический кризис создает условия для реванша старой депутатской гвардии

Еще год назад Волгоградская областная Дума была в регионе самостоятельным политическим игроком, могла объявить импичмент губернатору, повлиять на выбор кандидатуры председателя регионального правительства. Сегодня облдума – это в большей степени ратификационный орган при аппарате губернатора. Реанимировав прежнюю управленческую систему – администрацию, Андрей Бочаров изменил и принцип верховенства – Волгоградская область перестала быть парламентским регионом, вернувшись под эгиду губернаторского единоначалия. Впрочем, именно такая думская парадигма была запрограммирована изначально. Отказ от идеологической идентификации в пользу баланса интересов – эти главные отличительные особенности облдумы - были сформулированы Андреем Бочаровым еще весной 2014 года. В апреле, после политического дефолта регионального отделения «Единой России» - роспуска политсовета - формирование будущего состава облдумы было отдано на аутсорсинг видному партийному функционеру из Саратова Михаилу Исаеву. Фактически, нынешний состав облдумы – это в большей степени hand made саратовского сенатора. При этом заметно, что Исаев, выбирая состав «команды победителей», закладывался на максимально возможную ротацию в областном Заксобрании. После 14 сентября в депутатские кресла должны были сесть новые люди - не те, кто принимал «слабый несбалансированный бюджет» - 2014, и желательно без «тосканского флера».

Конечно, стратегия не афишировалась, но и без лишних слов все понимали, что будет большая чистки рядов. Рекрутинг вчерашних политических оппонентов партии власти - Станислава Короткова («Справедливая Россия»), Татьяны Цыбизовой («Гражданская платформа»), Александра Потапова (ЛДПР) – лишнее подтверждение целенаправленного программного «ипортозамещения», которую успешно реализовал Исаев. Не важно, кем ты был до 14 сентября, важно с кем ты будешь после. Из прежнего состава в новую Думу при поддержке партии власти пошли только те кандидаты, которых невозможно было «отстегнуть» в принципе, так как по соцзамерам, они выигрывали выборы на своих территориях, даже если бы агитировали против себя. Впрочем, сразу после вручения мандатов «ветеранам», продлившим свои полномочия, очень быстро дали понять, что в этой Думе на них особо не рассчитывают. Опыт, авторитет, управленческие компетенции думских старожилов, оказались не актуальными и потому не востребованными. Все руководящие посты в Думе заняли новички, впервые в истории зафиксировав уникальную ситуацию, когда внутридумский водораздел проходит не по партийному, а по статусному признаку. Все 100 дней «ветераны», а их в нынешнем составе немало – почти треть - пытались «отогреться» от холодного приема и адаптироваться к непривычному для них периферийному статусу. Очевидно, что безболезненно это не прошло. Недовольство своим нынешним положением, вовлеченностью в законотворческий процесс медленно, но верно девальвируют их самооценку. Сколь долго продлится это состояние «ни войны, ни мира» пока непонятно, но очевидно, что тлеющий внутри Думы очаг скрытого недовольства оказывает негативное воздействие на работу регионального Заксобрания. За 100 дней нынешней Думы депутаты нового созыва, на мой взгляд, так и не успели в полной мере реализовать даже часть своего потенциала. Во многом потому, что вынуждены идти в логике бюджетного процесса, определенного им предшественниками. Осенние «потешные бои» за кабинеты, машины и прочие статусные привилегии можно было бы назвать «детской болезнью», но эти баталии, как лакмусовая бумага позволили проявить качества нынешних парламентских лидеров - тех, кто наверняка будет задавать тон в облдуме в следующем году. Помимо формального лидера – Николая Семисотова, который пока только осваивается в новой для себя ипостаси - второго по статусу человека в регионе, на роль ключевых игроков в Думе явно претендуют Станислав Коротков, Руслан Шарифов и Александр Осипов. Но в 2015 году претензии на лидерство подтверждать будет сложнее. Экономический кризис и его последствия – уже объективная реальность. Проекты непопулярных решений, касающиеся оптимизации бюджетных расходов, уже в ближайшее время станут в повестке дня комитетов облдумы. И для того, чтобы разработать адекватные поправки, необходимо быть лидером не только по формальным признакам, но и по духу.

И здесь у многоопытной «старой гвардии» однозначно появляется шанс развернуть ситуацию к себе и переписать табели о рангах в Заксобрании.

Андрей Серенко, координатор Клуба экспертов Волгограда

Депутатам областной думы нужно преодолеть политический невроз

Губернатор Андрей Бочаров формирует в Волгоградской области путинскую модель управления. Эта авторитарная модель предполагает наличие только одного центра принятия решений – в лице губернатора, и строго определенные, довольно жесткие правила игры для политической элиты, гражданских чиновников, силовиков, бизнесменов, депутатов областного Законодательного собрания. Перезагрузка областной политической системы по путинским лекалам стала шоком для чванливой, заносчивой и жадной волгоградской региональной элиты, привыкшей за последние 20 лет жить по «украинским» политическим принципам: политическая атаманщина, наличие нескольких центров принятия решений, слабый губернатор, беспредел коррумпированной части силовиков, криминализация органов власти, скандальный региональный парламент и т.д. Сегодня многолетние пупы волгоградской земли просто не знают, что делать: к открытому соперничеству с губернатором они не готовы (Бочарова просто элементарно боятся), а какие позитивные политические практики избрать для себя в качестве альтернативы – пока не понимают. И это особенно ярко проявляется в деятельности Волгоградской областной Думы, где представлены самые разные группы деморализованной региональной элиты. На протяжении 100 дней новые депутаты регионального парламента, за редким исключением, соревновались между собой в демонстрации лояльности губернатору – и это вполне укладывается в логику взаимодействия президента и парламента на федеральном уровне в эпоху сохраняющегося «крымского консенсуса». Однако, при этом депутаты Госдумы РФ, лидеры фракций в федеральном парламенте еще и широко используют иные механизмы и практики для собственного политического и информационного позиционирования. Чего не скажешь об их волгоградских коллегах.

«Мы сидим тихо, потому что, говорят, губернатор не любит, когда кто-то мелькает в СМИ, да и СМИ эти он, как говорят, тоже не читает», - сказал автору этих строк помощник одного из депутатов регионального Заксобрания. Несмотря на некоторые логические противоречия в этом высказывании (если губернатор не читает СМИ, то какая разница, кто в них мелькает?), оно дает понимание общего поведения волгоградской областной элиты. И, очевидно, формирующегося нового невроза у волгоградских политиков (как известно, невроз возникает в ситуации хронической невозможности реализовать свои желания).

Невротические переживания депутатов областной Думы особенно ярки. Ведь их услуги не больше нужны губернатору Андрею Бочарову, чем президенту Владимиру Путину – услуги депутатов Госдумы. При этом одни волгоградские депутаты называют себя (и демонстрируют это коллегам) «друганами» Бочарова, другие мечтают такими «друганами» стать. Но в итоге оказывается, что никаких «друганов» у Бочарова в облдуме нет, как нет «друганов» в Госдуме у Путина. Для волгоградских же элитариев никаких иных статусов, тем более полутонов, во взаимоотношениях с губернатором нет – или «друган», или «не друган». Невозможность идентифицировать себя в этих категориях создает стрессовую ситуацию внутри групп региональной элиты и в областной Думе, в частности. Переживание этого стресса вряд ли можно расценивать, как накопление некоего оппозиционного потенциала в депутатском корпусе. Даже при условии тяжелого невротического «перегрева» от таких переживаний можно угодить лишь в психушку, но никак не в оппозицию. Выходом из невротического статуса для депутатов областной Думы может стать лишь поиск новой политической идентичности, причем, как для каждого в отдельности, так и для Заксобрания в целом. Очевидно, что региональные парламентарии должны стать интересными избирателям, общественному мнению, чтобы не только вызвать интерес у губернатора, но и сохранить себя в политическом качестве.