Великой Победы не было бы без множества больших и малых побед на всех фронтах. Не было бы великой Победы, если бы не выстояли ленинградцы и сдали город на Неве врагу. Поэтому поистине драгоценной является память об их мужестве и стойкости. Вот почему мы – библиотекари – не имеем права ставить на дальнюю полку «Блокадную книгу» А. Адамовича и Д. Гранина. Эта книга вне времени. Думаю, своевременным будет материал о заочной читательской конференции по «Блокадной книге», проведенной ранее в Центральной городской библиотеке города Камышина.

Конференция продолжалась целый год. За это время книгу успели прочитать люди разных возрастов, профессий, обладающие различными читательскими вкусами, взглядами на жизнь. Но практически у всех книга вызвала единые чувства: горечи и гордости, сострадания и ненависти.

«Блокадная книга» состоит из двух частей. Первая часть – это десятки воспоминаний людей, переживших блокаду. Адамович и Гранин не отказались от самых горьких свидетельств блокадного быта. Ведь только сказав правду о боли, потерях, утратах, о том, во что обошлась блокада, можно говорить о несломленных людях, о мужестве, о жизни вопреки всему.

Из воспоминаний: « Помню, привезли в больницу ребят-близнецов. Вот родители прислали им… три печеньица и три конфетки. Сонечка и Сереженька – так звали этих ребятишек. Мальчик себе и сестре дал по печенью, потом печенье поделили пополам. Остаются крошки, он отдает крошки сестричке. А сестричка бросает ему такую фразу: «Сереженька, мужчинам тяжело переносить войну, эти крошки съешь ты». Им было по три года.

Во второй части книги воспоминания сменяются дневниками того времени. Перед читателями проходят три блокадные судьбы: Г.А. Князева, ученого; Юры Рябинкина, 15-летнего мальчика; Л.Г. Охапкиной, молодой матери.

Из дневника Л. Охапкиной: «Ниночка моя все время плакала…Я тогда, чтобы она могла уснуть, давала сосать ей свою кровь. Я прокалывала иглой руку повыше локтя и прикладывала дочку к этому месту. Она потихоньку сосала и засыпала».

Да, читать такое тяжело, но необходимо. «Блокадная книга» должна стоять на полке у каждого человека. Раз прочесть, а потом достаточно только пробежать глазами название, подержать в руках, задуматься, вспоминая, и продолжать жить. И слетит вся шелуха, которой много в нашей жизни. Эта книга – большая литература, документ, переплавленный в искусство и ставший частью нашей жизни, моей тоже», - писал актер драматического театра Анатолий Аноприенко.

«Книга потрясла меня, как немногие…Склоняю голову перед подвигом авторов книги. Сколько душевных и физических сил они потратили на ее составление». (Пенсионерка, бывшая учительница Корнишина Л.А.).

Читать «Блокадную книгу» нелегко, местами невыносимо, все судьбы, описанные в ней, волнуют до глубины души. Но больше всего взволновала читателей судьба 15-летнего мальчика Юры Рябинкина. Читательница Корнишина Л.А.: «Не дает покоя судьба Юры Рябинкина. И перед сном, и при пробуждении, ночью и утром мозг жгут его последние слова (из дневника) : «Хочу есть! Хочу есть! Умираю!». Потехина С.И.: «О дневнике Юры Рябинкина трудно говорить. Надо читать. 15 лет. Одаренный мальчик, в сущности, ребенок, поставленный фашистами в такие чудовищные условия, смог до конца своих дней не потерять человеческое достоинство». Читатель Мурзецов В.А.: «Судьбы всех людей, описанные в книге, значительны и глубоко волнующи, но все же судьба Юры Рябинкина волнует особенно остро. Перед ним было такое светлое будущее, и все это вдруг в один день рухнуло, и наступили для него невыносимые блокадные дни и ночи, за время которых он проделал очень большую работу над самим собой. Нужно было выжить, не потеряв свой моральный облик. Забота о ближнем не давала сломиться нравственным и духовным силам человека. И благодаря этому ленинградцы жили. А те, кто уходил в себя и жил только ради своего спасения, как правило, погибали…И еще ленинградцы твердо верили в победу над врагом».

Ни один из наших читателей не согласился с приведенным в книге рассуждением, которое авторы услышали от человека послевоенного поколения: «Зачем нужны были такие страдания? Сдать надо было город…Для чего людей надо было губить?»

На поставленный в заключение вопрос об актуальности «Блокадной книги» двух мнений не было. «Книга нужна как напоминание о войне, как предостережение, что все это может повториться опять, как свидетельство того, что могут люди, простые смертные, как поэма о силе человеческого характера, о мужестве» - так выразила свои чувства педагог Ия Всеволодовна Федоркова, жена Героя Советского Союза Федоркова В.А.

Сейчас, когда идет какая-то немыслимая война на Украине, мы видим, как была права наша читательница, как необходимо нам напоминание- предостережение о войне. «Блокадную книгу» должна читать наша молодежь, чтобы души и сердца юношей и девушек учились состраданию, учились пониманию ценности человеческой жизни, учились беречь МИР, учились чувству уважения ко всем нациям.

Мне кажется, что если не всю полностью «Блокадную книгу», то хотя бы одну из ее частей – «Дневник Юры Рябинкина» - необходимо прочесть вслух на уроке литературы в каждом школьном классе и в каждой студенческой группе. Именно о таких школьных уроках литературы вспоминал академик Д.С. Лихачев, переживший блокаду с женой и двумя маленькими дочерьми. Воспоминания Дмитрия Сергеевича Лихачева, вышедшие в известной серии «Мой 20- й век», можно взять для чтения в Центральной городской библиотеке.