Очередной брифинг Клуба экспертов Волгограда был посвящен развитию волгоградской экономики: от защиты прав предпринимателей до использования опыта Беларуси...

Наталья Карпова, журналист

Бизнес нуждается в альтернативных институтах поддержки

Качество взаимодействия бизнеса и власти – один из важнейших критериев оценки уровня экономического развития государства. Миру знакомы примеры как успешного такого взаимодействия, когда плотное и конструктивное сотрудничество частных бизнес-структур и государства способствовало укреплению экономики, так и неуспешного, когда бизнес в лице крупных корпораций и транснациональных компаний врывался во власть целыми олигархическими кланами, диктуя государству свои условия и подчиняя его интересы своим. Национальная экономика в таком случае перестает быть приоритетной сферой жизни общества, утрачивая свою первостепенную социальную функцию: обеспечивать комфортную среду для жизни своих граждан, повышать уровень и качество жизни населения.

Разумеется, ни один, ни другой сценарий развития отношения между властью и бизнесом нельзя назвать правильным, однако, как показывает история, поиск золотой середины зачастую растягивается на десятилетия. Вполне возможно, что сменится еще не одно поколение, прежде чем экономисты-теоретики найдут идеальную формулу взаимодействия власти и бизнес-структур, которая бы органично вписалась в постиндустриальное общество, к которому так желает отнести себя современная Россия. Очевидно, что для того, чтобы вступить во взаимовыгодный симбиоз, власть и бизнес должны преследовать общие цели. Здесь и кроется главная коллизия: никогда, ни при каком типе общественно-государственного устройства эти цели совпадать не будут. И если интересы бизнеса просты и вполне логичны (извлечение максимальной прибыли, снижение налогового и административного бремени, противодействие переделу собственности, коррупции, как инструменту такого передела, лоббирование своих интересов во властных структурах опять же как способ извлечения максимальной выгоды), то интересы государства зависят от формы правления и типа общественно-политического устройства страны.

Чаще всего интересы государства, если речь идет о странах с демократической формой правления, заключаются в защите собственной территориальной целостности и суверенитета, формировании такой экономики, которая, с одной стороны, была бы конкурентоспособной, развитой, социально-ориентированной, а с другой – податливой к руке власти, гибкой и контролируемой. В развитых странах значительную долю экономики составляют частные бизнес-структуры: крупные корпорации, частные промышленные предприятия, производства. Даже добыча и переработка ресурсов порой сконцентрирована в руках бизнеса.

Итак, бизнес и власть – это два игрока, и как в любой дуальной игре здесь необходим медиатор, «разводной», если можно так сказать. Свою эффективность в качестве таких медиаторов доказали такие ассоциации, как Торгово-промышленная палата (ТПП), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), и общественные организации «Деловая Россия» и «Опора России», заявляющие о себе как посредниках в вопросах взаимодействия бизнеса и власти. Однако в контексте меняющейся макроэкономической конъюнктуры есть смысл корректировать сферу влияния этих ассоциаций в пользу расширения их полномочий как арбитра в спорах власти и бизнеса. Еще один вариант – учреждение новых координационных форм, ситуативных, прикладных, способных решать краткосрочные, наиболее актуальные задачи.

К примеру, если сегодня бизнес, в силу нестабильной финансовой ситуации, сталкивается с трудностями в кредитовании, есть смысл создания на региональном уровне некоего банка потенциально перспективных инвестиционных проектов, которым бы власть оказала помощь в получении льготных коммерческих кредитов. Здесь не обойтись участия некоего поручителя, в ряде стран, в том числе России, функции такого поручителя выполняет омбудсмен, уполномоченный по правам предпринимателя. Однако сфера его деятельности сегодня несколько ограничена – чаще он всего лишь посредник между властью и бизнесом, а не лоббист интересов частников во власти. Поэтому есть необходимость расширения института бизнес-уполномоченного – озвучивать проблемы и чаяния бизнеса чиновникам должен не один человек, а группа лиц.

Это может быть некий координационный совет по развитию бизнеса в регионе, или свободное объединение инициативных людей, наделенных лоббистским потенциалом. Не будет ошибкой разместить такой пул бизнес-тьюторов на базе успешного, эффективного промышленного предприятия области. Самое главное, чтобы такой координационный совет не стал частью исполнительной власти: он должен быть автономным, иначе есть риск сращивания, подчинения бизнеса власти. Такой вариант развития событий характерен для регионов с развивающейся экономикой, к которым относится Волгоградская область.

Качество взаимодействия бизнеса и власти – один из важнейших критериев оценки уровня экономического развития государства. Миру знакомы примеры как успешного такого взаимодействия, когда плотное и конструктивное сотрудничество частных бизнес-структур и государства способствовало укреплению экономики, так и неуспешного, когда бизнес в лице крупных корпораций и транснациональных компаний врывался во власть целыми олигархическими кланами, диктуя государству свои условия и подчиняя его интересы своим. Национальная экономика в таком случае перестает быть приоритетной сферой жизни общества, утрачивая свою первостепенную социальную функцию: обеспечивать комфортную среду для жизни своих граждан, повышать уровень и качество жизни населения.

Евгений Калинин, главный редактор еженедельника «МК в Волгограде»

Приоритетом для бизнес-омбудсменов в регионе должна стать защита прав собственности

Изменение статуса уполномоченного по защите прав бизнеса в Волгоградской области вызвало бурную дискуссию в предпринимательском и экспертном сообществе региона. Что лучше омбудсмен-чиновник или омбудсмен-общественник? Возможно, споры возникли потому, что деятельность бизнес-омбудсмена для многих до сих пор остается некоей «темной территорией».

Во всяком случае, за два года четкого позиционирования этого важного госинститута в регионе так и не произошло. Предприниматели пишут письма о помощи президенту РФ Владимиру Путину, губернатору Андрею Бочарову, но только не омбудсмену. Институт омбудсмена впервые был создан в Швеции несколько веков назад. Тогда, да и сейчас, на эту должность, как правило, выбирают человека, которого все уважают. Базовые качества омбудсмена в странах, где такого рода институции работают наиболее эффективно, - компетентность и высокий моральный авторитет.

Реальной власти он не имеет, но в странах с давними демократическими традициями никому даже в голову не придет проигнорировать рекомендации омбудсмена. Он не может приказывать, отменять законы, не может давать указания чиновникам и депутатам, т. е. работа омбудсмена отличается от работы того же суда тем, что он действует не строго юридически. Очевидно, что институт омбудсмена нужен предпринимателям сразу в нескольких своих ипостасях.

Во-первых, как структура, где аккумулируется опыт отстаивания прав бизнесменов, создается и совершенствуется практика правовой защиты, особенно в условиях, скажем прямо, специфичной правовой базы. В России эта база откровенно «сыровата», во многом репрессивна, и, самое главное, в ней пока не наблюдается необходимого баланса между интересами предпринимателей и интересами общества.

Во-вторых, омбудсмен нужен как компетентный посредник между предпринимательским сообществом и властью, который понимает и разделяет ценности этого сообщества. Непонимание интересов предпринимателей, как правило, заканчивается весьма плохо и для власти, и для общества, так как предпринимательский потенциал либо консервируется, либо регрессирует. Сложившаяся в Волгоградской области за десятилетия неблагополучная бизнес-среда угнетала и стабильно выдавливала предпринимательский слой, заставляя активных в деловом отношении людей уезжать в те регионы, где бизнес-климат лучше.

В отношении предпринимателей у государства до сих пор, как мне кажется, не прослеживается разумная селективная политика: кого надо поддержать, а кого не стоит. А ведь это крайне важно, так как предприниматели по своим жизненным приоритетам очень различаются. Часть из них больше всего на свете любят деньги, у них нет особых моральных барьеров на пути извлечения прибыли. Они беззастенчиво эксплуатируют своих сотрудников, уклоняются от налогов, коррумпируют все ветви власти для того, чтобы как можно больше взять у общества.

Есть еще ярко выраженная когорта предпринимателей-гедонистов, которые живут и работают только ради собственных удовольствий. Таких поддерживать просто бессмысленно. Но наряду с этими представителями бизнес-сообщества, есть предприниматели-государственники, которые пытаются что-то сделать не только для себя, но и для общества, развивают социально ответственный бизнес. Такие люди, безусловно, нуждаются в защите, особенно когда их начинают «кошмарить» те или иные органы власти.

Есть также бизнесмены-«спортсмены», которые хотят во чтобы то ни стало быть первыми, лучше всех, для чего активно продвигают прогрессивные сферы бизнеса. Таких деловых людей также целесообразно поддерживать, так как их энтузиазм заразителен и способен стать здравым, конструктивным мотиватором для других. Самому предпринимательскому сообществу, в свою очередь, также необходим институт уполномоченного, с которым они могли бы строить доверительные отношения, рассчитывая на взаимопонимание и поддержку. Все время жить во враждебном окружении, со всех сторон, ожидая только репрессий, «подстав и кидалова», просто невозможно.

Исходя из этих задач, Волгоградской области нужен омбудсмен, который, в первую очередь, займется проблемами бизнеса системно, а не будет рассматривать должность, как площадку для своей политической карьеры или некий сопутствующий социальный статус. Как видится, омбудсмен должен добиваться не изменений, например, в законодательстве, а стабильности в регионе. Бизнес необходимо защищать от постоянных изменений правил игры, так как иначе предприниматели не в состоянии рассчитать свои расходы даже на среднесрочную перспективу. И если омбудсмен сможет урегулировать проблемы, возникающие между предпринимателями и чиновниками без судебных решений, используя административные рычаги, эффект от его работы будет несомненным.

Создание сильного института бизнес-омбудсмена может также стать хорошим сигналом и для инвесторов. Очевидно, что с усилением роли уполномоченного по правам бизнеса системные проблемы в региональной экономике никуда не исчезнут, однако может быть продемонстрирована попытка эффективного точечного реагирования на вызовы, на создание новых, партнерских форм сотрудничества власти и бизнеса в Волгоградской области. Во внутри региональном измерении, главным приоритетом для бизнес-омбудсмена, как ожидается, должна стать защита прав собственности.

По признанию самих инвесторов, готовых вкладывать средства, их в принципе устраивает положение дел в регионе, но они не могут работать в условиях, когда ставится под сомнение основа основ рыночной экономики - право собственности. Однако не стоит тешить себя напрасными надеждами и ожидать, что бизнес-омбудсмен, даже если он получит государственный статус, сможет стать гарантом благополучия для всех бизнес-процессов, происходящих в регионе. Очевидно, что из-за недостаточности ресурса влияния он сможет сосредоточиться только на решении каких-то ярких типичных проблем, чтобы создать необходимый прецедент и дать соответствующий сигнал всей бюрократической машине государства, как уместно и правильно работать с бизнес-сообществом.

Чтобы институт омбудсмена был действительно эффективным, необходимо создать еще ряд условий. Один из важных вопросов, требующих поиска ответа, это, конечно, адекватное финансовое обеспечение работы аппарата волгоградского бизнес-омбудсмена, которое позволяло бы привлечь и удерживать достаточно высококвалифицированных специалистов.

Виталий Арьков, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Волгоградской области

Для возрождения экономики власть должна хотя бы просто начать работать

При всей неочевидности проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года (ЧМФ-2018) именно как главного международного футбольного события (не исключено повторение ситуации с Московской Олимпиадой-80) и уже очевидности больших сложностей с финансированием создания требуемой инфраструктуры в ранее обозначенных объемах, власти Волгоградской области продолжают уповать на мундиаль как на спасительный локомотив, который уж точно вытащит экономику региона из того места, которое в приличных собраниях вслух называть непринято.

Читая полные оптимизма пресс-релизы всех причастных к подготовке ЧМФ-2018 ведомств и слушая аналогичные по духу комментарии местных чиновников различного ранга, складывается ощущение, что «вводные» для них не обновлялись с тех самых времен, когда стало известно о проведении мундиаля в России и включении Волгограда в список городов, принимающих отборочные матчи. Даже тогда, в благодатные досанкционные времена, не особо верилось в сказку об экономическом чуде, которое принесет Волгограду и всему региону ЧМФ-2018.

Да, отремонтируют наконец-то дороги. Да, модернизируют аэропорт до уровня, достойного города-миллионника с общемировой известностью, чтобы он функционировал не только в теплое время года. Да, построят новый современный стадион. Да, появятся новые современные отели… Вопросами, кто будет содержать дорогостоящий стадион и во что трансформировать понастроенные отели после ЧМФ-2018, задавались еще пять лет назад. Сейчас уже сомневаются в целесообразности прокладки железнодорожной ветки до аэровокзала и пуска аэроэкспресса от станции «Волгоград-1» – высока вероятность убыточности проекта. Стараются не вспоминать и про обещания содействия в получении волгоградскими компаниями львиной доли подрядов по реализации инфраструктурных проектов в ходе подготовки к ЧМФ-2018, и про создание для жителей города и ближайших окрестностей нескольких тысяч новых рабочих мест с достойной оплатой и гарантией трудоустройства на несколько лет.

Бюджетам города и области «рисовали» неплохие дополнительные доходы от налогов, в т. ч. и от НДФЛ с «исключительно белой зарплаты» этих нескольких тысяч новых налогоплательщиков. А предпринимателям в различных сферах – стабильный рост рынка за счет государственных и частных инвестиций, которые, как и учат учебники по экономике, по сообщающимся бизнес-сосудам потекут от объектов ЧМФ-2018. Реальность, как это обычно случается в Волгоградской области последние два десятилетия, оказалась далека от нарисованных чудесных планов. И обвалившаяся в результате несоблюдения технологии часть конструкций строящегося отеля на Предмостной площади, из-за чего серьезно пострадал как минимум один сотрудник подрядной компании - наглядное тому доказательство. Про то, что многие выгодные подряды «ушли» в другие регионы и реализуются посредством цепочки субподрядчиков, где реальным исполнителям остаются крохи (на условиях «отката»), а на объектах будущей инфраструктуры повсеместно слышны национальные языки республик Центральной Азии, и говорить не приходится.

Можно было бы предположить, что областные, а затем и местные власти в реализации директив президента России перестанут надеяться исключительно на освоение федеральных траншей, а ринутся искать пресловутые точки роста экономики и наполнения бюджета на подведомственной территории. Тем более, что в Волгоградском регионе «изобретать велосипед» и не требуется.

В Волгограде, Волжском и Камышине – промышленность, в т. ч. тяжелая. В районах области – сельское хозяйство. Причем, не только растениеводство (зерновые, масличные, бахчевые) и садоводство, но мясо-молочное животноводство, птицеводство и рыбоводство. Не забывая при этом, конечно же, про малый бизнес, в котором предприниматели и себя работой/источником дохода обеспечивают, и решают проблему с безработицей, оперативно создавая дополнительные рабочие места на рынке труда.

Губернатор, комментируя итоги тематического заседания Госсовета при президенте РФ, даже похвалился, по данным I квартала было зарегистрировано более 500 новых предпринимателей. При этом, однако, либо сам тактично умолчал, либо не получил достоверной информации от подчиненных, что значительная часть новых индивидуальных предпринимателей – это вчерашние ООО, которые в условиях экономического кризиса пошли на вынужденную оптимизацию расходов, в т. ч. и по налоговым отчислениям. Так что получается, не в плюс эти данные статистики, а в минус. А если учесть, что ряд бизнесменов вообще ушли «в тень», то и совсем безрадостно.

Говоря о промышленности, можно, разумеется, вспомнить грустную историю «Химпрома», полную обещаний лично самого губернатора сначала спасти предприятие и его коллектив, затем содействовать появлению на его базе химического кластера новой формации. Дай Бог, конечно, если эти смелые планы осуществятся. Но пока, увы, ситуация со стороны видится как «войнушка» между несколькими «распильными» бригадами в менеджменте собственника предприятия. И совладать с этим, в корне изменив ситуацию, руководству региона не удается. В чем-то похожие ситуации, разве что в меньших масштабах, можно наблюдать и на ряде других промышленных предприятий региона. В агропромышленном комплексе позитив лишь в отчетах Комитета по сельскому хозяйству областной администрации. На практике же – снижение объемов производства даже несмотря на взятый государством курс импортозамещения в сфере обеспечения населения продовольствием. Вот лишь некоторые по-прежнему нерешенные проблемы:

1. Недифференцированный подход в погектарной поддержке в растениеводстве. Урожайность, скажем, зерновых в Нехаевском или Алексеевском районах значительно выше, чем в Старополтавском или Ленинском районах – в силу лучшего плодородия почв и климатических условий. Меньше земли у них находится и «под парами». Соответственно, и прибыль с гектара выше. А сумма поддержки от государства практически идентична. Фермеры возмущаются, просят внести коррективы, но в ответ – тишина.

2. Помпезно разрекламированная с участием первых лиц государства программа восстановления орошаемого овощеводства забуксовала по причине непомерно высоких цен на воду и электроэнергию. При которых гораздо выгоднее оказывается привести томаты из Турции, а кабачки из Израиля, заработав на их перепродаже.

3. Реализация крупных проектов по выращиванию овощей и зелени в закрытом грунте споткнулась о «китайский фактор». При попустительстве, а правильнее было бы сказать – при личной финансовой заинтересованности представителей местных властей и надзорных органов, на территории региона действуют несколько тепличных «очагов», где выращивание свежих овощей ведется с применением запрещенных в большинстве стран мира и даже в самом Китае химических стимуляторов роста, пагубное воздействие которых на организм человека велико и необратимо. Почти повсеместно в таких «очагах» отсутствует реальный санитарно-эпидимиологический контроль продукции, заменяемый «липовыми» сертификатами соответствия.

Чаще всего подобное сельхозпредприятие зарегистрировано как крестьянско-фермерское хозяйство одного из местных жителей с минимально допустимым налогообложением, но получением всех полагающихся льгот и компенсаций. При этом, львиная доля работающих – находящиеся в России нелегально граждане Китая, получающие 100% «черную зарплату» – без налоговых отчислений в бюджет и выводящуюся за рубеж. Все указанные факторы – опасность продукции для здоровья, использование труда нелегалов, сокрытие налогов – не сказываются на розничной стоимости. То есть это еще и ставит местных честных овощеводов в неравные условия с криминальными иностранными, пользующимися покровительством коррумпированных чиновников и «силовиков»,
структурами.

4. Все больше смахивающая на диверсию напасть в виде африканской чумы свиней (АЧС). Небольшие животноводческие комплексы и частные подворья Волгоградской области пострадали от нее едва ли не больше, чем другие регионы. А ведь именно крестьянско-фермерское свиноводство позволяло хоть как-то выживать на селе. И отмечу – фактически без финансовой и какой либо иной помощи от областных властей. Регион при этом и себя свининой обеспечивал, и в соседние регионы поставлял. После публичного заявления губернатора о необходимости отказаться от свиноводства, у людей не только руки опустились, но и возникли вполне логичные вопросы.

Тем более, что не подкрепляются слова главы региона об успешности других видов животноводства данными статистики. Так, по итогам I квартала с. г. и без того небольшое поголовье крупного рогатого скота уменьшилось еще на 6,2% к показателям аналогичного периода 2014 года, а овец и коз – на 2,4%. Производство молока снизилось еще на 3,1% и это неудивительно при средней закупочной цене у товаропроизводителя в 20 рублей за литр, что на уровне, а в иных хозяйствах и ниже себестоимости. При росте банковских ставок по кредитам для сельхозпроизводителей и ожидаемого повышения цен на ГСМ – это приведет к продолжению сокращения молочного стада региона.

Среди мер содействия малому бизнесу от руководства региона - предложения по льготному налогообложению при разведении… дождевых червей, северных оленей и конопли. Как невероятное достижение власти региона ежегодно рапортуют о создании новых мест на «колхозных» рынках Волгограда и Волжского для фермеров. И это пустое сотрясание воздуха, поскольку крестьянину в действительности некогда стоять на рынке – у него большой объем сезонных работ. Даже пчеловоды лишь зимой могут сами продавать на ярмарках меда свою продукцию – когда ульи с пчелами убраны в омшаники. Под видом фермеров на этих рынках торгуют традиционные перекупщики и это вполне нормально, поскольку каждый должен заниматься своим делом: крестьянин – выращивать, торговец – продавать. Однако перекупщики – партнеры, зачастую, ненадежные, а мелкому сельскому производителю нужны гарантии, что его продукция будет куплена. Тогда он сможет постепенно увеличивать объемы.

И опять-таки не нужно изобретать велосипед. Достаточно возродить системы заготовительных контор, закольцевав их с переработчиками и торговыми сетями, а также перезагрузить по-прежнему существующую систему районных потребительских обществ (райпо). Сейчас руководители этих организаций чаще всего занимаются лишь сдачей в аренду торговых, складских и офисных помещений. Если забыли успешный советский опыт – можно обратиться за таковым к входящей в Евразийский экономический союз братской Беларуси, где система заготконтор продолжает эффективно работать. В деревнях у крестьян организованно скупают молоко, мясной скот и птицу, овощи и фрукты, ягоды и грибы – в соответствии с заранее согласованными ценами, объемами и качеством. Начинать можно с малого – с возрождения этой системы в 1-2 районах, соседствующих с Волгоградом. Было бы желание властей действительно работать, а не только осваивать.