Итак, «Повесть о настоящем человеке» снова на камышинской сцене. Её не ставили более пятидесяти лет, и сейчас не так уж много театралов, которые могли бы сравнить эти спектакли. А сравнить, по-моему, очень даже интересно.

Во-первых, это две совершенно разные инсценировки замечательной повести Бориса Полевого. В шестидесятые годы прошлого века театралы довольствовались официально признанной версией сценариста Лондона, отступать от которой не разрешалось. Спектакль был предельно идеологизирован, больше всего внимания уделялось личности Алексея Маресьева, его страданиям, мучениям, лишениям. Герой стонал, морщился, голодал, но после высоких патриотических размышлений-монологов обретал волю, силу духа, уверенность в победе над собой и тяжкими обстоятельствами. Во всяком случае, весь первый акт он двигался, преодолевал боль, боролся за жизнь.

Я помню, как всех нас разочаровала сцена в госпитале, где раненые с восторгом рассказывают о своих родных городах и деревнях, а наш земляк лежит, слушает и ни слова! Камышин вообще не был упомянут.

Заслуженный деятель искусств Калмыкии Сергей Бурлаченко (тот самый, который поставил на нашей сцене «Власть тьмы» Льва Толстого) подошел к делу иначе. Его инсценировка и поставленный им спектакль воздают должное нашему городу — родине проставленного героя.

Уже театральная программка предельно информативна. Указана дата, когда был поставлен памятник А. П. Маресьеву. Целая страница посвящена его боевому пути.

У нас как принято писать о героях? Перечислены места, где он воевал и ордена, которыми был награжден. Всё. В статье же на программке «Вечная память нашему земляку-герою» кратко и точно изложены факты его жизни. Зритель сразу же может сравнить их со спектаклем, где, конечно же, есть авторский вымысел Бориса Полевого и Сергея Бурлаченко. Это не мешает воспринимать спектакль искренне и горячо. Прекрасны письма девушки и матери Алексея из Камышина. И в эпилоге спектакля звучат слова, призывающие любить нашего героя и гордиться городом, в котором он родился, рос и который много раз посещал.

Вторая положительная черта нового спектакля — массовость. Двадцать артистов в течение полутора часов волнуются, сопереживают, доверительно говорят о своей жизни, об ужасах фашизма, мечтают о будущей мирной жизни. Мы попадаем в атмосферу всенародного бедствия и всенародного подвига.

Потрясают несколько исповедей-монологов: Петра Суханова в роли мальчика Серёньки, нашедшего Мересьева в лесу, Юрия Щербинина в роли мастера Зуева, сумевшего соорудить удачные протезы, профессора Клавдии Михайловны в исполнении заслуженной артистки России Ларисы Жаровой. Хороша актриса Светлана Смирнова в роли любимой девушки Алексея, а уж Деда Михайло (заслуженный артист России Николай Штабной) с его рассуждениями о великой роли русской женщины в истории нашей страны забыть просто невозможно.

Как и в повести Бориса Полевого, особое влияние на оперированного Алексея производит Комиссар (артист Дмитрий Рязанцев). Но на зрителя он производит двойственное впечатление. Конечно, он еще в гражданскую воевал, подобно Федору Сухову, многое видел и перенес. Но в героической драме, в «истории подвига» он почему-то очень заземлен. Я понимаю, что в наши дни безалкогольного юмора почти не осталось, а драму надо было разбавить веселыми эпизодами, но не до такой же степени! Нынешняя премьера — семейный просмотр. Половина зала — подростки. Так ли уж нужно им любоваться посасывающим из грелки спиртное Комиссаром, а затем соблазнившегося главного врага госпиталя и самого Мересьева.

Что действительно удалось в спектакле, так это танцы! Медсестра Зина (актриса Ольга Шевченко) так рьяно, так напористо учит Алексея танцевать, так помогает ему всеми силами души, что ее влияние превосходит все усилия Комиссара.  

А уж когда Алексей, желая получить направление на фронт, пляшет самозабвенно, яростно, весело и гордо — весь зал взрывается дружным скандированием, а у артистов и зрителей заходится сердце от восторга. Незабываемо!

В главной роли занят артист Артем Буняков. В нашем театре он служит с 2002 года. Запомнился в ролях Джека Боевого Конька в «Тринадцатой звезде», Алексея в «Очень простой истории», Глумова в спектакле «Я вам нужен, господа», Миловзорова в «Без вины виноватых». Сыграл около 25 ролей. В большинстве второго плана.

Очень обрадовалась, что именно Буняков будет играть Мересьева. Не в спектакле оказалось, что у него так мало текста, негде развернуться. Все его хвалят, а сам он ни редким характером, ни особым шармом, ни своеобразием речи, как надо бы герою, не обладает. Ну, не должен герой в жизни быть интереснее и красивее, чем в театре! Впрочем, нашего Маресьева трудно превзойти!

А в целом, зрелище получилось ярким, завораживающим, героическим. Эти истребители, летящие в бой над сценой, этот щемящий земляночный быт, где находят место доброта, самоотверженность, вера в победу. Прекрасная музыка, функциональные впечатляющие декорации... Всем отточенным актерским ансамблем поддержана идея всенародного великого подвига, приведшего к торжеству мира и справедливости. А все вместе — подарок к юбилею А. П. Маресьева, который через год мы отметим как всероссийский праздник.

В этом сезоне мы увидим этот спектакль лишь на фестивале премьер в субботу, 23 мая в 18 часов. Посмотрите, порадуйтесь, приведите детей с двенадцатилетнего возраста. Здесь так легко обрести душевное согласие и единство.

Фестиваль начался 19 мая. Ежедневный показ лучших спектакль до субботы. А в воскресенье, 24 мая, состоится очень торжественное закрытие 105-го театрального сезона. Приходите на праздник!