«Под занавес» XIX века, в 1880 году, в системе образования России произошли крупные перемены (как сейчас принято говорить, были внедрены новации): меньше стали преподавать древние языки (припомните знаменитую «Латынь» из книг классиков!), зато стали больше заниматься литературой и русским языком; включили в список обязательных предметов географию и гимнастику.

Воспитанники занимаются гимнастикой в спортивном зале Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в С.-Петербурге. Начало 1900-х гг.
Воспитанники занимаются гимнастикой в спортивном зале Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в С.-Петербурге. Начало 1900-х гг.

Однако то, что довольно быстро и без особых проблем внедрялось в передовых городах Российской империи, зачастую проходило долгий, мучительный путь в провинции. В 1908 году царь Николай Второй своим указом активизировал физическую подготовку в школах, и после долгих бюрократических проволочек в мае 1909 года стартовал медленный повторный процесс введения гимнастики и военной подготовки в русских школах.

В Камышине Саратовской губернии вопрос «о введении военной гимнастики и строя» слушался на заседании местного Земского собрания в 1910 году. Инспектор народных училищ доложил о состоянии начальных школ в Камышинском уезде — крупнейшем на то время в Саратовской губернии. При этом сам же инспектор заявил, что считает в своем же отчете неверным данные о невозможности учащимся заниматься гимнастикой в коридорах школы.

«Это делать можно», — заявил выступавший.

Дело в том, что царский указ был исполнен следующим образом: детей просто выводили в коридор школы, где они и занимались упражнениями.

— Опыт камышинских городских школ показал, что когда климатические условия позволят, тогда уроки гимнастики должны вестись и на воздухе, — добавил инспектор народных училищ.

В ответ председатель Камышинской Управы Михаил Хрисанфович Готовицкий возразил: «Всем известно, что в начальных школах обучение начинается поздней осенью и кончается ранней весной. Следовательно, если на гимнастику в школе употребить учебное время, то получится ущерб для школьных занятий, а на открытом воздухе  зимой не позволяют костюмы: как может ученик делать по требованию учителя какие-либо ловкие упражнения, когда зачастую на нем отцовский кафтан или материна кофта и валенки?!»

Далее решили разобрать вопрос: возможно ли вообще преподавать гимнастику в школьных помещениях? И выяснили, что в Камышинском уезде школ, имеющих — цитируем! — «раздевальни, отдельные от классных помещений, очень мало». Кроме того, как заметил член Земской управы Ардюков, «постоянное сдвигание столов удобств не даст, мебель будет ломаться — это во-первых, а во-вторых, сельские дети в физическом развитии не нуждаются, они дома работают с родителями. Это не городские дети, которые все время проводят в душных комнатах».

Гласный (то бишь депутат Земского уездного собрания) Певцов поддержал предыдущего оратора в том плане, что в городе необходимо физическое развитие детей, а «в деревне этого не нужно — там не достает только ловкости».

— Чтобы научиться повороту, движениям, необходимо, чтобы все ученики видели учителя, и как он сам это проделывает, в коридорах это недостижимо, — окончил речь Певцов.

В итоге, от гласных посыпались одинаковые предложения: гимнастику ввести только в министерских школах — таковые (более-менее просторные) существовали лишь в Камышине (уездном центре); в селах были уездные школы. Гласный лесозаводчик Рогожин остался при особом мнении: он высказался против введения гимнастики в школах уезда и посчитал «расход на это непроизводительным».

Голосованием было принято решение: «1) ввести преподавание гимнастики в виде опыта в министерских школах и в тех земских, где это возможно, и 2) ассигновать на проповедование гимнастики 200 рублей».

Так в Камышине начало развиваться движение, которое позже в стране назовут  «физкультурным» (системой укрепления здоровья и физического воспитания людей при помощи физических упражнений в сочетании с естественными факторами природы и мерами общественной и личной гигиены).