Региональная политика: анализ текущих событий

Возможно, уже сегодня президент РФ Дмитрий Медведев назовет кандидатуру нового мэра Москвы из предложенного накануне «Единой Россией» списка, в котором значатся вице-премьер Сергей Собянин, министр транспорт Игорь Левитин, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, первый заместитель председателя правительства Москвы Людмила Швецова.

По мнению большинства экспертов, наилучшие шансы сменить Юрия Лужкова в кресле столичного градоначальника у Сергея Собянина. Он — самый титулованный в списке предложенных кандидатур: вице-премьер, глава аппарата правительства РФ. Включение такого политического тяжеловеса в список только ради проформы было бы своего рода унижением Сергея Собянина, — считают эксперты. Включение же в список Людимы Швецовой, по их мнению, означает, что она сохранит свой пост в правительстве Москвы, равно как и нынешний врио мэра Владимир Ресин, активность которого так удивила многих наблюдателей.

Тем временем, тема отрешения от должности Юрия Лужкова всю минувшую неделю продолжала оставаться в центре внимания. Практически все федеральные телеканалы так или иначе посвящали ей эфирное время, проводили целые ток-шоу. И вот что в этой связи хотелось бы отметить.

Если поначалу практически все обсуждение отставки Лужкова сводилось к конструкциям «хороший-плохой», то постепенно разговор вышел за рамки только обсуждения деятельности и личных качеств самого Юрия Михайловича. Уход Лужкова все отчетливее становится некой лакмусовой бумагой для реального обсуждения нынешнего состояния всей властной вертикали. По большому счету, это попытка дать общественную оценку состоянию российской демократии вообще и ответственности власти за принимаемые решения в частности.

Как сенсацию, например, СМИ преподнесли встречу врио мэра Москвы Владимира Ресина с активистами общественной организации «Архнадзор» — самой последовательной «антилужковской» оппозицией в части градостроительной политики экс-мэра. Оказалось, можно садиться за стол переговоров и обсуждать те или иные вопросы, а главное — слышать друг друга.

Простая до тривиальности демократическая мера, но  и она позволяет принимать то или иное взвешенное властное решение — если, конечно, думать о людях, а не о личных или клановых интересах. Но в том то и дело, что в нынешней российской демократии все более очевидным становится водораздел (если не сказать больше — пропасть) между собственно народом и властью на всех ее уровнях.

В блоге Дмитрия Медведева есть целый раздел «Региональная власть, местное самоуправление». Здесь можно найти массу примеров, когда представители власти, как говорится, страшно далеки от народа. Вот только два сообщения из президентского блога.

Пишет Марина (Москва):

«У меня и жильцов нашего дома, что называется, наболело. Живем в районе Царицыно г. Москвы, прекрасный озелененный район, если бы не одно НО. Дело в том, что деревья в нашем районе не просто больные, они уже аварийные через одно. Падают даже в штиль. Разговаривать с представителями государственного учреждения «инженерная служба района Царицыно» просто бесполезно, например от инженера по благоустройству слышится такой ответ, что ему просто все равно что происходит на территории (у него родственница одна из руководителей этой службы). Собрались инициативной группой двора и написали письмо новому префекту: проверьте, проведите обследование, проведите вырубку или защитные мероприятия, ПОЖАЛУЙСТА! Никакого ответа на наше письмо не получили, примерно через месяц прибыли «лесорубы», спилили пару-тройку веток и уехали. Итог: огромная ветка над лавочкой около одного из подъездов висит сломанная, первый снег и будет у кого то на голове. Огромные дупла, наросты грибов на стволах деревьев и пр. Деревья «лежат» практически на электрических проводах, все столбы перекошены. Самое ужасное, что ни один аварийный случай не заставил ни одного руководителя и их подчиненных предпринять хоть какие-нибудь меры, одни лишь формальные отписки и то в лучшем случае.

Недавно нам провели ремонт дома — покрасили козырьки (потолки) на балконах и все. При этом никаких предупреждений, все балконы испачканы... Лучше бы не делали. А главное смысл какой в том крашенном козырьке? лучше бы крышу починили бы или, например, укрепили бы эти же самые балконы, многие из которых в критическом состоянии.

Вопрос такой: как заставить людей элементарно выполнять свои служебные обязанности за которые они получают заработную плату?

Не пишу конкретный адрес дома по одной причине: эти проблемы в половине района. И еще — стыдно, что люди вынуждены отнимать время по таким вопросам у президента страны ... но стыдно только простым гражданам, а не...».

А вот что написала президенту Наталья Владимировна Райская (Волгоградская область):

«Добрый день! В свете последних Ваших представлений о заботе более старшего поколения, хочется сказать: у меня создается впечатление, что Вы не знаете ситуацию в регионах! Вы даже не представляете, какой уровень коррупции и наглости по заботе о себе «властьдержащих» у нас в Волгоградской области! При практически полной безработице, закрытия крупных промышленных гигантов, отмена соцльгот детям, растет достаток Областной Администрации! А в это время средняя зарплата по региону не более 8-10 тыс руб. Поэтому в этот день я хочу сказать спасибо моей маме-пенсионеру, которая в свои 68 лет работает и помогает мне растить моего 14-летнего сына, Если бы не она — я не знаю, как бы я выжила! Поэтому хочется сказать: Дай Бог им побольше здоровья, чтобы поднять детей и внуков! А Вам рекомендую зайти на волгоградский сайт и прочитать статью «Комфорт власти» о жизни Администрации области в свете проведения аукционов о покупке для себя, «любимых», машин, ковровых дорожек, кофемашин и выделении 14 миллионов на участие в выставке в Сочи. Хочется у Вас спросить: может кто обратит внимание на нашу область и систему расходования госбюджета чиновниками? При такой жизни вполне возможна «революционная ситуация»: когда «верхи не хотят, а «низы» уже больше не могут»!»

Казалось бы, обращаться, как Марина, к президенту страны с проблемой не спиленных вовремя деревьев — совсем уж не резон. Но если подумать — это вовсе не пустяки, это — самый что ни на есть пример, когда власть самоустраняется от решения проблем, какими бы они не казались незначительными. Ведь малое, если закрывать на него глаза, обязательно трансформируется в большее. Тогда приходится, как Наталье Владимировне Райской, задаваться вопросом: «Кто ж обратит внимание на нашу область и систему расходования госбюджета чиновниками?». Действительно, кто?

В подавляющем большинстве случаев у чиновников, особенно местного уровня, есть универсальное оправдание (или железная отговорка — как угодно) — а мы действуем исключительно по закону. Самый свежий пример и искать особо не надо: портал infokam.su на минувшей неделе опубликовал  статью «Свет и мрак в местах общего пользования». Ее, как показывает счетчик посещений, к сегодняшнему дню прочитали почти 600 человек, причем оставлена масса комментариев.

Пересказывать содержание публикации, взбудоражившей посетителей портала, нет нужды — наверняка читающие эти строки знакомы и с ней. Суть же проста: неразбериха с оплатой за освещение подъездов домов вышла за рамки частной проблемы и стала показателем уровня принимаемых властных решений. Причем ссылка чиновников на законодательство — аргумент, устраивающий только самих чиновников. Ведь никто из них еще ни разу не сказал: а я вот обратился в такую то инстанцию, чтобы изменить положение дел.

Вряд ли можно говорить, что прорехи в нашем законодательстве с завидным постоянством происходят исключительно по причине некомпетенции их авторов и принимающих. Значит, остается одно рациональное объяснение: подобные законы принимаются ради определенных интересов определенного круга лиц. И происходит это во многом из-за отсутствия и реального общественного контроля за властью, и реальной ответственности чиновников за принятие решений.  Российская бюрократия не служит народу, как того требует Конституция РФ, а правит, если говорить по большому счету, в интересах самой себя.

Отставка Лужкова, среди прочего, показала: в наших реалиях крайне важна, кроме всего прочего, и нравственная составляющая власти. Эта тема, по сути, только начинает выходить на первый план обсуждения обществом.

Лужков правил Москвой 18 лет. Столь долгая несменяемость привела к тому, что Юрий Михайлович, чтобы он ни говорил, уверовал в свою непогрешимость. А вспомните, сколько находились у властного руля руководители регионов, которых было принято называть политическими тяжеловесами. И едва ли не все они оставили в «наследство» множество проблем, на решение которых потребуется время — а это, как ни крути, есть тормоз для развития руководимых ими регионов.

Настала пора законодательно определить временной предел нахождения у власти как избираемых руководителей, так и назначаемых президентов глав регионов. Это ж не дело, когда назначенный губернатор может быть в должности то ли три срока или, в виде исключения — четыре. Почему президент РФ законодательно может избираться подряд только на два срока, а у глав регионов непонятная временная вилка? Точно также надо ограничить срок пребывания депутатов и Госдумы РФ, и законодательных региональных собраний, и городских и районных дум. В Госдуме РФ, например, есть люди, которые депутатствуют еще со времен последнего Верховного Совета  СССР! Депутат — это ведь не профессия, в конце концов.

Юрий Лужков едва ли не на другой день после своей отставки озаботился созданием политического движения, главная цель которого — борьба за «демократические законы» — словно до отставки он к «недемократическим законам» не имел никакого отношения. О лужковских возможностях создавать «демократические законы» говорит такой факт. Он трудоустроился в Международный университет в Москве (МУМ) на должность декана одного из факультетов. Зарплату Лужкову-декану положили… в один рубль! Хотя по нашему «недемократическому законодательству» зарплата ниже минимальной не может быть в принципе…

На нового мэра Москвы возлагают большие надежды не только москвичи. В российских городах и весях тоже надеются, что смена власти в столице станет катализатором перемен и у них. Можно сказать и так: народ ждет перемен именно отношения власти к чаяниям людей. Это, по большому счету, требование модернизации всех уровней власти. Модернизации, без которой никакие другие российские реформы не состоятся.