Сегодня в Камышине, в ЦКД «Дружба», открылся традиционный августовский педсовет. Основной докладчицей на нем выступила председатель городского комитета образования Наталья Цыбизова. Почти час читая пространную справку, «главная учительница» Камышина едва успела озвучить все покоренные вершины. Подробно перечисляла нескончаемое количество семинаров, тренингов, конкурсов, пилотных проектов, которыми охвачены педагоги Камышина.   

И только бы возгордиться вместе с Натальей Цыбизовой взлетом нашего образования, да хочется докопаться, что же в «сухом осадке» учительских стараний и страданий.    

Уточним: у самой докладчицы ни тени сомнения не вызывает ведущий показатель работы педагогического коллектива Камышина — результаты сдачи выпускниками ЕГЭ в нынешнем году. Этот показатель фактически был преподнесен как блестящий. Хотя, если переплавить торжественность оратора в факты, то фактами является третье место Камышина среди муниципалитетов области. Место выведено по некоему странному, на мой взгляд, принципу — среднему итогу нескольких сданных госэкзаменов.

Какими и среди кого мы были по результатам ЕГЭ раньше, почему именно третье место вызывает такой восторг у нынешних руководителей городского образования, — все подобное осталось за кадром. Промелькнуло лишь, что результаты ЕГЭ-2015 якобы позволили поступить камышинским выпускникам в «самые престижные вузы страны». Но о том, что это за вузы, сколько парней и девчат стали их студентами, какова общая динамика зачислений по сравнению с прошлыми годами — опять ни слова.

После доклада Натальи Цыбизовой продолжилось чтение следующих докладов, написанных убийственным, по моему мнению, канцелярским языком. Но каждому докладчику корректные учителя аплодировали. Хотя в зале, где собралась, по логике, самая креативная, пытливая, неравнодушная и, возможно, в чем-то даже дерзкая часть городской интеллигенции, витало ожидание неформального, искреннего разговора о том, каковы же проблемы отрасли, как их решать. Просилась в повестку дня неотрепетированная дискуссия, критический анализ, чего не хватает сегодня городскому образованию, в чем оно просчитывается, почему постоянно работает с дефицитом учительских кадров — не просто высокопрофессиональных учительских кадров, а вообще любых.

И ведь это же не тайна, что в этом году больше 40 одиннадцатиклассников (каждый десятый) получили двойки на «первом этапе» сдачи ЕГЭ по математике, что в школах происходят несчастные случаи с ребятами и учителями. Что ряд руководителей детсадов наказан по представлениям прокуратуры,  что под суд скоро пойдут директор известной школы за мошенничество с «мертвыми душами» в штатах и воспитатель детсада, где ребенок получил тяжелые травмы. Что в педагогических коллективах до сих пор не прекращаются скандалы, связанные с непродуманной оптимизацией, под «каток» которой попали практически все учреждения образования.

Но ни одной, ни единственной острой темы дня не было поднято... Августовский педсовет безмолвно заслушивал со сцены «справки», которые вряд ли что-то могли дать для понимания довольно тернистого пути - по нему предстоит дальше двигаться отечественному образованию в целом и камышинскому в частности.

Только на минуту по бессловесному залу прокатилась волна ропота — это когда Наталья Цыбизова заявила, что за последние три года зарплата всех педагогических работников увеличилась в полтора раза.

В обсуждении речей участников конференции не захотели или не смогли принять участия первые руководители Камышина. Глава администрации города Станислав Зинченко покинул зал сразу после доклада Натальи Цыбизовой, но по крайней мере успел поздравить учителей с наступающим первым сентября. А глава города Владимир Пономарев посидел в "административном" девятом ряду «Дружбы» даже не представленным залу и ушел гораздо раньше.

Вообще, если предположить, что учителя учат наших детей жизни при навязывании только одного «правильного» мнения, при неприятии всякой альтернативной позиции, — словом, в атмосфере жесткой «надиктовки», какая царила сегодня на августовском педсовете, то становится совершенно непонятно, как они собираются культивировать в школьном сообществе нестандартное, нетривиальное восприятие событий в стране и мире — то есть, совершать прорыв в педагогике и «выдавать на гора» не просто отличников и хорошистов, но личностей?! А ведь именно этого, ни больше, ни меньше, требует от российских просвещенцев президент страны Владимир Путин.

… Я оглянулась на задние ряды — педсовет по гендерному признаку представлял из себя сплошной «девичник». Вне сценария никто не попросил слова, не захотел поделиться наболевшим, не вышел к свободному микрофону...