Памятник А.Н. Косыгину в Камышине, оскверненный вандаламиПохоже, главной приметой Камышина скоро станут акты вандализма. Город уже прогремел в лентах новостей средств массовой информации с сообщениями о надругательствах над городскими памятниками: в 2012 году был осквернен памятник Герою Советского Союза А. П. Маресьеву, в 2015 году — памятник видному деятелю советской эпохи А. Н. Косыгину.

Акты вандализма происходят практически ежемесячно. Едва на «вечном» пустыре третьего городка руководством и сотрудниками Межмуниципального отдела МВД России «Камышинский» был  разбит парк «Юбилейный», около которого установили памятный знак, как сборщики металла тут же обратили на него свой взор. За летний период металлические цифры (слагающие годы: 1945 — 2015) дважды были вырваны «с корнем». Решается вопрос о замене их на пластиковые аналоги, но гарантии, что от рук хулиганов и вандалов не пострадает и пластик, нет.

За примером далеко ходить не надо. Стоит перейти улицу Базарова и пройтись по Каштановой аллее, которая с недавнего времени носит второе название «Мартыновская» в честь уроженца города — певца и композитора Евгения Мартынова. Здесь хулиганы переворачивают декоративных лебедей и мусорят в чаше фонтана. Будто набегам кочевников подвергаются клумбы, выращенные специалистами зеленого хозяйства МБУ г. Камышина «Благоустройство». Рассаду цветы вытаптывает молодежь, их выкапывает на дачи взрослая часть населения.

Вообще вандализм, направленный на уничтожение зеленого наряда города, кажется, достиг апогея. В июле неизвестные срубили 11 тополей, которые росли вдоль улицы Рязано-Уральской. Молодым деревцам было всего четыре года. У любого многоэтажного жома Камышина, который озеленен руками местных общественников, вы можете услышать историю про то, как вырываются с корнями цветы, гибнут по колесами автомашин саженцы, обламываются озорной детской рукой молодые деревца...

«Мы посадили этой весной вдоль дома пять кусточков сирени, — рассказала infokam.su жительница 5 микрорайона Н. Кузнецова. — Мы истратили деньги, но знали, на что шли, поэтому оградили каждый куст, а потом вдоль всего ряда выставили ограду. 1 сентября подвели итог — нам удалось сохранить лишь один кустик. И не подумайте, что из-за нашей неграмотности — наш дом это сплошь дачники, которые в этом деле собаку съели! Нет. Был организован полив, уход... Но четыре куста (фактически, по одному в месяц!) ломали сами жильцы и их дети!».

Наконец,  летом достигло пика попрание общепринятых норм нравственности, которое, как следует из строк протоколов об административных нарушениях, выражается «в отправлении естественных надобностей человека в общественных местах». В этом вопросе, конечно, можно предъявлять претензии администрации города — действительно, на центральной улице Ленина до сих пор нет ни одного общественного туалета. Нет туалетов и на многих других улицах. Но факт остается фактом: едва у парка Текстильщиков был установлен памятник Герою России А. М. Колгатину, как за него, простите, сразу же стали ходить «справить нужду». Ну, каким надо быть моральным уродом, чтобы оправлять естественные надобности за памятником — святым местом для любого человека?

А вандалы не унимаются... Разворовывается и раскурочивается имущество предпринимателей. Не дай Бог оставить здание без присмотра. Первый день: надписи а-ля граффити. Десятый день: вынос оконных рам и проникновение внутрь. Двадцатый день: повальное хищение всего, что можно увезти, унести, утащить, а также вышибание кирпичей и блоков из стенных проемов, уничтожение лестниц... Примерно таков план разрушения оставленного без присмотра частного имущества. Как тут не вспомнить печальную историю дебаркадера на речке Камышинке.

Как известно, вандализм всегда предполагает злой умысел, а цель вандала — порча или уничтожение. В СССР считалось, что для борьбы с этим злом следует повышать культурный уровень населения. Однако в последнее время специалисты чаще говорят о жестких мерах, которые, например, реализуются в Европе или, если мы коснемся вопроса озеленения, странах арабского мира: принудительные общественные работы за надпись на стене, как в Германии, или, как в эмирате Дубай, где скрупулезно подсчитали, что у них 24 тысячи деревьев, штраф за их рубку или ломку в размере от 300 до 13 тысяч долларов.