Отправляясь в очередной раз в Нижний Новгород, мы с подругой сразу решили, что возвращаться домой будем через Москву. В Москве седьмого октября 2015 года открылась юбилейная выставка одного из любимых русских художников В.А. Серова, и мы не могли упустить возможность побывать на ней.

Добраться до Государственной Третьяковской галереи на  Крымском Валу мы постарались еще до открытия. Расчет наш оказался верным. У дверей в десять часов утра стояла относительно небольшая очередь. Соответственно, и в самом выставочном зале – возле картин – с утра было достаточно просторно. Но уже через час, когда мы с подругой, буквально ошеломленные увиденными шедеврами, присели на банкетку отдохнуть и посмотрели в зал со стороны, то увидели, что количество посетителей  возросло в несколько раз. И народ все прибывал. В зал входили и поодиночке, и семьями, и организованными экскурсиями.

Очень интересно было смотреть на группы младших школьников. Их, как традиционно делают в музеях экскурсоводы, усаживали прямо на сияющий паркетный пол перед той картиной, о которой шел рассказ. Думаю, что делается это и с целью концентрации внимания, и с целью сохранения сил маленьких любителей искусства. Чтобы не переутомить, их знакомили не со всеми картинами, а с доступными их восприятию – с чудесными пейзажами, с детскими портретами. Ведь, например, картина «Мика Морозов» считается одним из лучших детских портретов в мировой живописи. Портреты царских детей, портреты детей самого художника, знаменитая «Девочка с персиками» - вот что посчастливилось увидеть этим малышам, вероятно, впервые услышавшим имя художника Валентина  Серова.

А взрослые люди подолгу стояли возле каждой картины. К следующему полотну каждый переходил, думаю, с теми же чувствами, которые испытывали и мы – с грустью расставания с чем-то очень родным и близким, и, одновременно, с радостным предвкушением встречи с новым шедевром. Никто не спешил, никому не хотелось покидать зал – переходили от одной стены к другой, возвращались к самым любимым и впервые увиденным картинам.

Поразить представленная экспозиция способна даже больших знатоков искусства. Ведь выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Валентина Александровича Серова, позиционируется как самая масштабная персональная выставка в истории Третьяковской галереи. Полное собрание работ В.А. Серова разместилось на трех этажах и включает двести пятьдесят произведений живописи и графики. Уникальность выставки в том, что впервые собраны работы из 25 российских музеев, четырех музеев зарубежных стран и даже нескольких частных коллекций. Многие работы демонстрируются в России впервые.

Парижский музей Орсе передал на выставку в Третьяковке «Портрет М.Я. Львовой. 1895». Из Копенгагена привезли ценный экспонат: портрет «Император Александр III» - собственность Собрания офицерского корпуса Датской Королевской лейб – гвардии. Массивная рама портрета русского царя увенчана позолоченной королевской короной в обрамлении таких же позолоченных ветвей.

Необычна история этого портрета. Поскольку супруга Александра III Мария Федоровна была дочерью датского короля, русская императорская семья каждое лето бывала в Копенгагене. И когда Император умер, Королевская лейб–гвардия, шефом которой был Александр III, заказала Серову написать этот портрет – по фотографии, а позировал рослый датский солдат, одетый в царский мундир. Портрет получился, поскольку Серов тепло относился к царю, хотя в принципе у него не было особых верноподданнических чувств.

Он был придворным художником, но главным человеческим качеством в нем было достоинство. Так, например, когда художник работал над портретом Николая II в форме Кавказского полка, в помещение, где устраивались сеансы, вошла Императрица Александра Федоровна и, увидев портрет, сделала некоторые замечания. Ей не понравилось, как написано лицо, и она попросила исправить недочеты. Начисто лишенный чувства раболепия, Серов передал ей кисть и палитру и предложил: «Может, Вы сами исправите, Ваше Императорское Величество?». Императрица обиделась и удалилась, Николай II попросил прощения за ее бестактность, но после этого случая Валентин Серов во дворце больше не появлялся. Хотя до этого эпизода он много рисовал Романовых. Понятно, что такой чести удостаивались лишь лучшие художники. Так, портрет Великого Князя Павла Александровича был удостоен Гран-при на Всемирной выставке 1900 года в Париже и принес В.А. Серову мировую славу.

Глядя на портреты императоров, великих князей и княгинь, убеждаешься, что это действительно высший свет - величие и простота, ум и образованность, внешняя красота лиц и внутреннее благородство личности. От портрета Николая II в тужурке офицера Преображенского полка трудно отвести взгляд. Царь изображен в простой обыденной позе. Внимание концентрируется на глазах Николая II, которые словно предвидят все грядущие испытания. Этот портрет Николая II (в тужурке) кисти Серова считается лучшим изображением последнего российского императора.

Эти великолепные царские портреты представлены на выставке в Третьяковке. С ними соседствуют  изысканные женские лица, а также  образы многих замечательных людей – современников Серова. Он всю жизнь рисовал портреты, но легко мог ответить отказом на просьбу написать портрет в том случае, если человек ему не нравился.

С особенной любовью рисовал Серов детей – и своих, и чужих. Старшая дочь художника Ольга вспоминала, с каким творческим горением работал он над детскими портретами: «А вот глаза – глаза взглядывали быстро, с таким желанием увидеть и охватить всё нужное ему, что взгляд казался частицей молнии, как молния, он мгновенно как бы освещал всё до малейших подробностей».

На выставке много детских портретов. Удивительно светлые, они восхищают и завораживают. Так, картина «Дети. (Саша и Юра Серовы) 1899», вероятно, настолько заворожила прекрасного петербургского поэта Александра Кушнера, что он описал свои впечатления стихами:
                               

Художник напишет прекрасных детей,
Двух мальчиков – братьев на палубной кромке
Или дебаркадере. Ветер, развей
Весь мрак этой жизни, сотри все потемки.

В рубашечках белых и синих штанах,
О, как они розовы, черноволосы!
А море лежит в бледно-серых тонах
И мглисто-лиловых…Прелестные позы:

Один оглянулся и смотрит на нас,
Другой наглядеться не может на море.
Всегда с ними ласкова будь, как сейчас,
Судьба; обойди их, страданье и горе.

А год, что за год? Наклонись, посмотри,
Какой, - восемьсот девяносто девятый!
В семнадцатом сколько им лет, двадцать три,
Чуть больше, чуть меньше. Вздохну, соглядатай,

Замру, с ними вместе глядящий на мел,
И синьку морскую, и облачность эту…
О, если б и впрямь я возможность имел
Отсюда их взять на другую планету!

Завершающая строчка – интерпретированная строка из стихотворения поэта русской эмиграции Георгия Иванова (ударение  в фамилии – на 2-ом слоге):
«Мы жили тогда на планете другой…»

Кстати, именно эта строка взята названием четырехтомника поэзии первой волны русской эмиграции, имеющегося в отделе единого фонда Центральной городской библиотеки.

И все-таки, как ни жаль, приходится завершать рассказ о выдающемся и любимом  русском художнике. Можно рассказывать долго еще и об  удивительных человеческих качествах  Валентина Серова: о необыкновенной порядочности, честности, прямоте, благородстве его натуры. Современники называли Валентина Александровича Серова совестью художественного мира России.

Даже трех часов, проведенных нами на выставке, было мало. Собрав все душевные силы, мы покинули зал, наполненный множеством ценителей и почитателей выдающегося художника. Внизу, в просторном вестибюле, стояла многочисленная очередь в кассу. И мы позавидовали этим людям, которым только предстояла встреча с чудом по имени Валентин Серов.

Интернет заполнен восхищенными отзывами о грандиозной выставке на Крымском Валу. А мне хочется завершить свой рассказ цитатой из книги В. Смирновой-Ракитиной «Валентин Серов» (ЖЗЛ):

«В 1910 году знаменитая картинная галерея Уффици во Флоренции, коллекционирующая автопортреты крупнейших мировых художников, обратилась к Серову с просьбой написать для нее автопортрет. Поместить свое изображение рядом с портретом Рафаэля – это ли не мировое признание, это ли не честь? Печально, что Серов не успел выполнить заказ».

Блестящий художник и большой благородной души человек В.А. Серов скончался в 1911 году в возрасте 46 лет, оставив по себе поистине вечную и светлую память.

Какое счастье, что мы имеем возможность видеть  шедевры мастера и ощущать присутствие его великой души в нашей суматошной и непростой жизни.

Выставка будет работать до 17 января 2016 года. Всем камышанам, планирующим в этот период поездки в Москву, обязательно надо выкроить хоть 2 – 3 часа на встречу с гением.