Сегодня исполнилось 20 лет со дня создания движения «Демократическая Россия».

20–21 октября 1990 года в московском кинотеатре «Россия» прошел учредительный съезд движения «Демократическая Россия». В качестве целей движения были провозглашены: плюрализм в политике и культуре, многопартийность, демонтаж тоталитарной государственной системы, свободный рынок, свободное сосуществование различных форм собственности и укладов и т.п. На съезде были избраны руководящие органы. Сопредседателями «Демократической России» стали Л.А. Пономарев, Г.П. Якунин и Ю.Н. Афанасьев. Был утвержден устав движения и принято несколько резолюций.

Предыстория этого события такова. Всего в 90-е годы  на федеральном уровне — было три ДемРоссии: предвыборный блок, одноимённая фракция в парламенте и политическое движение. Предвыборный блок «Демократическая Россия» был создан в январе 1990-го как объединение демократических кандидатов по выборам в российский парламент и ряд региональных и местных советов. Блок имел достаточно разветвлённую, но неформализованную структуру в виде команд кандидатов, ряда общественных и правозащитных организаций, неформальных объединений, клубов, платформ и т. п.

Наиболее влиятельными из них были Московское объединение избирателей (МОИ) и Демократическая платформа КПСС. Важную роль сыграли и ресурсы Межрегиональной депутатской группы союзного парламента. На серии собраний и совещаний блока были приняты подробная общедемократическая программа и краткая — несколько более популистская — платформа, избрана комиссия по координации и утверждению списков кандидатов и организован предвыборный штаб, работу которого от Межрегиональной депутатской группы и Б. Н. Ельцина курировали Г. Х. Попов и А. И. Музыкантский. Иных структур блок не имел, что не помешало ему организовать ряд массовых акций в столице и регионах и добиться впечатляющего успеха на выборах.

Кандидаты ДемРоссии получили треть мест на Съезде народных депутатов РСФСР и завоевали большинство депутатских мандатов в городских советах Москвы, Ленинграда, Свердловска, Рязани и пр. Без этих результатов было бы невозможным ни избрание Б. Н. Ельцина Председателем Президиума ВС РСФСР, ни Г. Х. Попова и А. А. Собчака Председателями Московского и Ленинградского советов соответственно. По иному, наверное, сложилась бы и служебная карьера В. В. Путина. Да и Ю. М. Лужков был избран на пост Председателя Мосгорисполкома голосами фракции Демократической России в Моссовете.


Депутаты от ДемРоссии сыграли ключевую роль в принятии законов, направленных на демократизацию, становление многопартийности и переход к рыночной экономике.
Неоценима их роль в становлении независимой прессы. Первые негосударственные СМИ  (Радиостанция «Эхо Москвы», «Независимая газета», «Куранты» и журнал «Столица») были учреждены контролируемым «Демократической Россией» Моссоветом. Октябрьский район Москвы, председателем Совета которого был избран один из лидеров демдвижения союзный депутат И. И. Заславский, превратился в настоящий инкубатор независимых общественных и предпринимательских структур. Ещё до устранения коммунистического режима здесь были зарегистрированы тысячи кооперативов, частных фирм, ассоциаций, некоммерческих и общественных организаций, практически все первые некоммунистические партии.

Однако, проведя своих (или казавшихся таковыми) депутатов в Советы различных уровней, демократические активисты довольно скоро обнаружили, что не в состоянии оказывать влияние на принятие тех или иных политических решений. Демократические фракции в российском парламенте, региональных и местных советах не чувствовали обратной связи с неструктурированным демократическим активом. Более того, избранные по спискам ДемРоссии депутаты далеко не всегда вступали в её фракции. А многие первоначально в них вступившие впоследствии образовали новые фракции или группы или перешли в другие, ранее созданные. Отсутствие ответственности перед делегировавшими их в парламент политическими силами обрекало демократические фракции в Советах на рыхлость и снижало эффективность их работы. Фактически повторялась ситуация с Межрегиональной депутатской группой, которая так и не образовала на своей основе массовой политической структуры.

И тогда демократические активисты — «полевые командиры» — решили взять дело в свои руки. Вместе с ними было и то меньшинство депутатов, которое вышло из их же среды и дорожило связями с ней. В конце июня 1990 года на Конференции клубов избирателей России было принято решение о создании Движения «Демократическая Россия», и был создан оргкомитет по проведению учредительного съезда. Фактически ДемРоссия стала первой массовой общественно-политической организацией демократической направленности, построенной в России снизу.


Примечательная деталь. В учредительном съезде движения «Демократическая Россия» участвовало трое камышан.
Ими были  главный врач городской детской больницы В. П. Бычков, избранный незадолго до этого события депутатом Верховного Совета СССР, один из лидеров неформального политического объединения «Инициатива» А. П. Дробышев и депутат городского совета народных депутатов, редактор газеты «Камышинские ведомости» В. А. Галай. Последний из них по возвращении из Москвы вместе с лидерами местного отделения «Демократической партии России» Владимиром Брюковым, Александром Жалниным и Владимиром Бурым создали городское отделение движения «Демократическая Россия». Впоследствии активисты этого движения провели ряд ненасильственных массовых мероприятий, которые стали звеньями мобилизации демократических активистов в давлении на коммунистическую власть.

Движение «Демократическая Россия» стало первым и  единственным успешным проектом построения снизу общественно-политической организации демократической направленности. Коалиционный характер, идеологический плюрализм, демократические механизмы принятия решений и гибкая организационная структура сделали ДемРоссию влиятельной и самостоятельной политической силой до момента отстранения КПСС от власти. Организованные движением массовые ненасильственные акции сыграли важнейшую роль в ослаблении и дискредитации коммунистического режима. ДемРоссия стала главной движущей силой в его демонтаже. Неизбежный процесс политической дифференциации в посткоммунистический период перевёл ДемРоссию из антиноменклатурной общедемократической коалиции в либеральную прореформистскую.

Последняя оказалась менее устойчивой к внутренним разногласиям. Расхождения по тактике и стратегии действий в условиях посткоммунистического перехода и субкультурный конфликт между демократическими активистами и перестроечной интеллектуальной элитой обусловили нестабильность ДР как либерального проекта. Сыграв важную роль в поддержке реформ 1992-1993 гг., движение стало утрачивать былое влияние и в конечном итоге поделилось на структуры, ставшие массовой основой «ДВР», «Яблока» и ряда мелких движений и партий. Этот процесс ослабления и распада ДемРоссии явился не следствием отторжения её былой социальной базы от курса на либеральные реформы, а результатом естественного процесса политической дифференциации при посткоммунистическом переходе.

При подготовке материала использованы сведения из статьи Владимира Боксера «Незабываемый 1990, или Мы из Кронштадта?», а также данные «Энциклопедии 90-х».