В 2016 году в соответствии с изменениями федерального законодательства изменится порядок начисления пени за просрочку оплаты коммунальных платежей. 

В Министерстве энергетики РФ заявляют: на 1 октября 2015 года задолженность потребителей за энергоресурсы превысила 850 миллиардов рублей. На долги за электричество пришлось 183 миллиарда, за газ - более 160 миллиардов, а за тепловую энергию перед ТЭЦ — свыше 150 миллиардов.

В 2016 году по закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», для населения, а также для жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), товариществ собственников жилья (ТСЖ), вступит в силу более мягкий (на первых этапах)  режим взимания пени.  В первый месяц просрочки платежей пеню взимать не будут, с 31-го до 90-й день начислят 1/300 ставки рефинансирования, а с 91-го дня просрочки — 1/130 ставки (сейчас она составляет 8,25%).

Для управляющих компаний, тепло- и водоснабжающих предприятий за неоплату энергоресурсов с 1-го по 60-й день просрочки пени сохраняются в размере 1/300 ставки рефинансирования, с 61-го по 90-й день просрочки — 1/170 и с 91-го дня просрочки — 1/130. Для всех остальных потребителей за неоплату энергоресурсов пени установлены в размере 1/130 ставки рефинансирования с 1-го дня просрочки.

Новый закон также усиливает административную ответственность за самовольное подключение к  электро-  и теплосетям,  нефте- и газопроводам. Штраф для физических лиц вырастет с 3-4 тысяч до 10-15 тысяч рублей, для должностных лиц — с 6-8 тысяч до 30-80 тысяч рублей, для юридических лиц — с 60-80 тысяч до 100-200 тысяч рублей.

Это то, что касается «прямых» штрафов. Однако, согласно принятым ранее законам, наметился четкий курс  на оснащение счетчиками учета воды всех потребителей (насчет газовых счетчиков мероприятия отложены до 2019 года). Речь идет о последовательном повышении нормативов на холодную и горячую воду для тех, у кого не установлены приборы учета. Если с начала нынешнего года для таких потребителей он повысился  на 10%, а с середины года — на 20% , то в будущем году планируется повышение на 40% и 50% соответственно.

Призывая жильцов к установке счетчиков, эксперты утверждают, что средняя семья из трёх человек может (при условии установки счетчика) за 6 лет сэкономить порядка двухсот тысяч рублей. Однако если счетчики невозможно установить по техническим причинам (порядок и критерии их определения регламентированы Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 627), то собственникам разрешается оплачивать ресурс по прежним, не увеличенным нормативам.

Кроме того, у жильцов без счетчиков может возникнуть еще ряд проблем. Тем собственникам, кто планирует принять гостей, необходимо будет написать письменное уведомление в управляющую компанию. Так как согласно уже действующему законодательству управляющая компания имеет право (уведомив жильца за 2 недели до запланированной проверки письмом или вручением уведомления под роспись) прийти с проверкой (время визита при этом остается за проверяющими) количества проживающих в данной квартире. Если количество людей, проживающих в квартире более пяти суток (здесь, как показывает камышинский опыт, учитываются и показания соседей), превышает количество указанных в платежном документе,  – на них также доначисляется сумма по нормативу.

В таком же порядке уполномоченные лица управляющей компании имеют право раз в полгода проверять показания счетчиков. Если же дверь квартиры в указанное время не открывают, составляется акт. После второго же составленного акта предполагается считать, что счетчиков в квартире нет. В итоге, автоматически начинают действовать повышающие коэффициенты. Так что о прежнем «вольном» отношению к жилищу по принципу «закрыл - уехал» в ближайшее время придётся позабыть.

Если же уполномоченное лицо обнаруживает, что счетчик неисправен или «сматывается», то собственника помещения ждёт воистину «драконовское» наказание: штраф в виде доначисления с десятикратным коэффициентом относительно нормативов. Однако, потратить средства, полученные на основании подобных «сверхштрафов», управляющие компании имеют право только на статью расходов по  “по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении многоквартирного дома”, то есть, например, на установку «антимагнитных наклеек» на те же самые счетчики.

Все эти меры, по мысли законодателей, должны «выправить» финансовое положение в сфере ЖКХ и защитить добросовестных плательщиков от неоправданного повышения тарифов в дальнейшем, которое энергокомпании производят в стремлении покрыть убытки от неплатежей по выставленным счетам. То есть избежать той ситуации, с которой сталкивался каждый, кто начинал вникать в механизмы оплаты коммунальных услуг, когда «те,  кто платит, платят еще и за тех, кто не платит».