Наивно, конечно, было предполагать, что Президент России в своем послании Федеральному собранию, а затем на своей пресс-конференции станет упоминать о негативе в сфере здравоохранения. Прозвучал этакий "бодрячок" в свете увеличения рождаемости, оказания высокотехнологичной помощи, продолжительности жизни в стране....

Возможно, со Спасской башни так оно и выглядит, да только на местах медперсонал и пациенты зачастую плечами пожимают на эти заявления. Иначе как понять значительные грядущие сокращения в Котовской ЦРБ? Как сопоставить увеличение средней продолжительности жизни до 71 года и увеличение смертности (по данным Росстата) за 9 месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,9%, а в Москве почти на 4%? Причем смертность растет, увы, больше (на 1,2%) среди трудоспособного населения.

Да и усредненная цифра 71 год жизни -  сродни средней температуре в больнице. До пенсии, а это сейчас 60 лет у мужчин, не доживает практически треть сильного пола. В России сейчас самая большая в Европе разница средней продолжительности жизни у мужчин и женщин – 11,2 года. Тогда как в странах ЕС, в среднем, - 6 лет. Опять же, по данным Росстата, смертность мужчин в наши дни превышает аналогичный показатель застойно-перестроечных лет СССР на 28%. О каком повышении пенсионного возраста может идти речь?

Кризис кризисом, но отчего-то число депутатов на всех уровнях ничуть не изменилось, как и уровень их благосостояния. Зато за 2013-2014 годы врачей в России стало меньше на 23 тысячи. Среди оставшихся практически треть – 150 тысяч – пенсионеры. По разным причинам, среди которых превалируют низкий уровень зарплаты и бытовая неустроенность, практически треть выпускников медвузов так и не становится практикующими специалистами. На Дальнем Востоке и в районах Крайнего Севера ситуация с медперсоналом вообще близка к катастрофе. Недаром губернатор Сахалина в бюджете предусмотрительно выделяет особой строкой обеспечение врачей комфортным жильем, неслабыми доплатами к окладу, а главное – перечислением на спецсчет медработника по миллиону рублей ежегодно. Отработал три года – покупай квартиру в Волгограде, пять лет – в Подмосковье.

Увы, пока героические "тургеневские" девушки-медики из западной части страны не больно торопятся осчастливить восточную. Ситуация напоминает тришкин кафтан. Любимчики из силовых структур и банковской сферы, несмотря на кризис, жируют на бюджетные средства. А отучившиеся на бюджетной основе (тем паче – по договорам) студенты резонно ищут теплые места в платных услугах, не желая перерабатывать и подрабатывать за копейки в поликлиниках. Получается вообще нонсенс. Государство в России по Конституции вроде бы гарантирует получение основных видов медпомощи бесплатно. Но вспомните, сколько каждый из нас вносит ежегодно не только в платные, но и якобы бесплатные поликлиники? А если средств не хватает, готовься помучиться, либо – того хуже…

Как же выйти из замкнутого круга и омолодить-таки медицинские кадры? Над этим далеко не риторическим вопросом долго думали ученые головы на самом верху. И нашли воистину соломоново решение! Мало того, что количество бюджетных мест в медицинских вузах катастрофически уменьшается, так еще и учиться в ординатуре на бюджете скоро станет уделом избранных. А без ординатуры в настоящее время врач на пушечный выстрел не подпускается к пациенту. Платить еще три года по 120-150 тысяч рублей могут позволить немногие.

Поэтому в срочном порядке меняется программа обучения медиков. Раньше без ординатуры недоучка мог максимум рассчитывать на работу медсестрой или санитаром. Теперь в их дипломах будет гордо красоваться запись «врач общей практики», что позволяет фактически быть терапевтами или педиатрами. Насколько качественно будут лечиться пациенты в такой ситуации – мало кого волнует на данном этапе. Вскоре во все города и веси должен хлынуть поток новоявленных эскулапов, что несколько снимет остроту кадрового голода. После трехлетней обязательной отработки они смогут рассчитывать на бюджетное место в ординатуре своего вуза. Вопрос лишь в том, что этих мест может и не хватить, оставляя бедолагу недоучкой навсегда.

Это же, скорее всего, коснется и других медицинских специальностей. Но если ошибется терапевт, лор или окулист, шанс исправить ситуацию все же останется. А что, если ошибку допустит хирург?