4 ноября отмечается праздник — День народного единства.
Когда в 2004 году обсуждался законопроект по которому 4 ноября становилось государственным праздником было сломано не мало копий.

С одной стороны, в России был уже праздник 7 ноября — День октябрьской революции (Исследователи спорят до сих пор о событиях октября 1917 года: была революция или был переворот?). Между тем традиция праздновать 7 ноября уже устоялась за 70 с лишним лет Советской власти.

Сторонники празднования 4 ноября приводят аргумент, что у этого праздника более древние традиции — около трех столетий. Этот праздник — день Казанской иконы Божьей Матери — узаконен указом царя Алексея Михайловича в 1649 году (22 октября по старому стилю).

Официально, события, которые произошли в 1612 году, прервали период безвременья и смуты. В стране воцарила новая династия — Романовы. Много в их царстование было, конечно, и плохого, но вспомните слова певца Игоря Талькова: «Твой Петербург мирил врагов высокой доблестью полков в век золотой Екатерины....» А кроме Екатерины Великой, — Петр Первый, Александр Третий Миротворец. Вспомните имена — Суворов, Кутузов, Ушаков, Нахимов, Спиридонов, Истомин, Лазарев. Список можно продолжать долго.

В 1917 году все это было перечеркнуто. До Великой Отечественной войны в учебниках истории не было упоминай о Кутузове и Суворове. И это при том, что Георгий Константинович Жуков упоминает в своих воспоминаниях о том, что в кабинете Иосифа Виссарионовича Сталина висели портреты этих полководцев.

Есть сомнения и в том, что праздник 4 ноября — день Казанской иконы Божьей Матери — все же отмечался в Советской России. Правда, как церковный. Сам Сталин разрешил открыть церкви в СССР в 1943 году, тогда же кстати и выбрали Патриарха Всея Руси (4 сентября 1943 года). Вот небольшой отрывок из воспоминаний одного из людей из ближнего окружения Сталина, который приводит писатель-мемуарист Феликс Чуев в книге «Солдаты империи»:

«К Сталину обратился патриарх Всея Руси Алексий с просьбой разрешить открыть церкви в Москве.

— Открывайте, — сказал Сталин. — Русским матерям есть, за кого помолиться, и есть, по ком поплакать»...

— Нам нужен это праздник, — считает волгоградец Констатнтин Коротков. —Наверху выбрали 4 ноября. Почему? Можно было, конечно, и другие даты рассмотреть, но тут идет совпадение с религиозным праздником Казанской Божьей Матери. Мы все-таки в массе своей православные люди. Может быть, на этой базе и удастся в будущем сделать так, чтобы этот праздник все признали днем единства. Главное, вложить в него правильный смысл, который донести до людей. Ведь раньше под единством разумели не единство национальности — у нас народ многонациональный. А народное сплочение, единый дух, который создает государство. То самое государство, котороу бояться враги и уважают собственный народ!