Фрагмент премьерного спектакля «... И пес с ними...»В минувшие пятницу и субботу Камышинский драматический театр показал две премьеры. Оба спектакля поставил московский гость Александр Владимирович Штендлер. И даже сам написал одну из пьес.

Малая сцена, до сих пор используемая под кукольные спектакли, стала экспериментальной. Во вступительном слове директор театра Е.А.Бакин рекомендовал ее взрослым зрителям для камерного, комфортного, семейного просмотра. И, в самом деле, на малом пространстве актеры приблизились к нам, как бы выросли. Все оттенки игры хорошо видны, понятны. Малейшая зрительская реакция сразу становится достоянием всего зала. Дружные аплодисменты, скандирование, общий смех, а в серьезные моменты — задумчивое затихание.

Автор назвал пьесу «...И пес с ними...» — тоже ново и оригинально. Да и жанр выбран редкий. Я бы назвала его анималистический, ибо все действующие лица — животные. Конечно, и раньше на нашей сцене изображали то кроликов, то собак, то коров и свиней. Но они действовали среди людей. А здесь только они. И весь мир предстает перед нами как бы с точки зрения рыбок, кошечек, собак.

Артисты Николай Дубровин, Светлана Смирнова, Алексей Рязанцев смогли по воле драматурга и режиссера Александра Штендлера многое сказать зрителю о радостях и болях своих героев. Большинство страстей аналогично человеческим: «Аквариум не выбирают...», «перестаешь замечать, что твой аквариум напоминает болото...». Удивительно, как на небольшом пространстве, где стоят только три ящика из-под бутылок и два ведра, можно сказать так много зрителю.

Впервые увидела в большой самостоятельной роли Марию Клыпину. Из худенькой малышки-травести на наших глазах выросла статная красавица с хорошим голосом и богатством интонаций.

Конечно, хотелось бы в «животных» на сцене видеть побольше характерных для них признаков. Вспомните раннего Леонида Ярмольника с его перевоплощением в цыпленка табака или гениального Петуха в исполнении Михаила Касымова. Уверена, что живой, остроумный, яркий спектакль будет развиваться и совершенствоваться. Уже ясно, что малая сцена дает большие возможности.

В субботу на большой сцене шла комедия «Дорогие мои бандитки» Дмитрия Иванова. Здесь Александр Штендлер опять предстает убежденным минималистом. Всего чуть-чуть и всего достаточно. Главные персонажи — не первой молодости. Но то, какими они были раньше и какими воображают себя в упоении творческим процессом, хорошо нарисовано на облаке над сценой. Вдохновляющие портреты!

Заслуженная артистка Лариса Жарова лидирует в пресвосходном квартете. Актрисы Галина Хвостикова, Наталья Дорошенко и Лилия Дайнега подвижны, эмоциональны, отлично поют, хорошо танцуют. Житейские невзгоды их не сломили. Хороши их «бывшие мужья» — артисты Петр Суханов, Роман Петров и Алексей Перетятько. Эпизоды с их появлениями — образец истинной сценичности. Остро и забавно.

Спектакль идет легко, весело. Но он далек от той «безумной развлекаловки», которой мы увлекались когда-то. «Бандитки» задумывают и осуществляют преступление. Наверное, не только я вспоминала реальную трагическую судьбу монтировщика сцены нашего театра. Жизнь страшнее, ее не забудешь. Театр помогает все понять и сделать достойные выводы.

На малой сцене уже репетируют новый спектакль по пьесе украинского драматурга Анатолия Исааковича Крыма «Дом под снос». Театр живет радостно и энергично.