На днях в поисках независимой от официальных источников информации подписался на рассылку новостей «Правды Волгограда» — Интернет-рупора независимых обозревателей. Ждать долго не пришлось. Вечером этого же дня получил разнообразную информацию о жизни области и Волгограда. И так на протяжении всей последней недели. Сегодня в очередной подборке обратил внимание на корреспонденцию Екатерины Щегловой «Тревожный звонок» с подзаголовком, утверждающим, что «... более четверти жалоб на волгоградскую торговлю связано с мобильными телефонами». Заинтересовался. Поскольку буквально за полчаса до этого, на улице, у магазина, торгующего электроникой, был «атакован» небритой личностью настойчиво предлагавшей купить мобильный телефон. Не скрою — поинтересовался ценой. Получив ответ, что «мобилу» он отдаст за «пять штук», потерял к «продавцу» интерес. И только потом уже сообразил, что надо было хоть какие-то его приметы запомнить. Ведь на владельца дорогого телефона он явно не походил. Но «поезд», как говорится, уже ушел. Причем, как мне показалось, в сторону ближайшей точки, осуществляющей скупку и продажу любых мобильных телефонов. Но без всяких гарантий, как продавцу, так и покупателю!

Как выяснилось из материала упоминавшегося выше автора, «жалобы на продавцов сотовых телефонов составляют более четверти от всех нареканий потребителей в сфере торговли Волгограда» Эта информация была почерпнута ею на встрече с начальником отдела обращений потребителей комитета по защите прав потребителей администрации города Волгограда Натальей Головиной. Оказывается, с начала года из 4,5 тысяч жалоб на некачественные товары 1 200 связано с продажей мобильных телефонов. Не знаю, какова аналогичная статистика по нашему городу. Но на собственном опыте знаю, чаще всего приходится сетовать на качество телефонов. К примеру, у меня оба моих мобильника могут самопроизвольно отключаться во время разговора, не держат заряд, отличаются плохой слышимостью. В этой связи как-то обратил внимание на материал на mailе, который назывался «5 признаков прослушки телефона». Все приведенные в нем данные подходили и к двум моим сотовым телефонам. Но мастер по ремонту телефонов «успокоил» меня: «Мобилы серые, потому и глючат».

Согласился на дорогостоящий ремонт, хотя мог бы и обратиться с претензией к продавцу. Хотя, судя по данным отдела по защите прав потребителей, шансов получить нормальный аппарат у меня было бы мало. Ведь в большинстве случаев продавцы предлагают только отремонтировать некачественный товар. Хотя это и является грубым нарушением прав потребителей: «... по закону в таких случаях покупатель имеет право следующего выбора: потребовать возврат денег, заменить телефон на другой или согласиться на ремонт». По утверждению автора публикации, «... недовольство покупателей вызывает самовольная установка продавцами гарантийного срока, который, как правило, короче установленного производителем. Об этом владельцы телефонов зачастую узнают уже дома, прочитав техпаспорт. В то же время, по закону, продавец вправе устанавливать срок гарантии самостоятельно только в случае, если об этом не позаботился производитель».

«Эти и другие нарушения при торговле мобильными телефонами наблюдаются сплошь и рядом, — отметила Наталья Головина, — такая ситуация наблюдается в Волгограде уже последние несколько лет». В качестве хоть какой-то панацеи от проблем она предложила покупателям при покупке телефона тщательно проверить его в действии, прочитать инструкцию, потребовать товарный чек и заполненный гарантийный талон. В этом случае у покупателя есть шанс возмещения убытка. Оказывается, «... 80% жалоб, поступивших в этом году от волгоградских покупателей мобильных телефонов, уже разрешились в добровольном порядке, а 20% — доведены до суда». Но, как выяснилось из дальнейшего изучения темы, есть и другие способы обезопасить себя от приобретения недоброкачественного мобильного телефона.

К примеру, когда счет новосибирцев, обратившихся в Комитет по защите прав потребителей с жалобами на низкое качество мобильных телефонов, пошел на тысячи, его специалисты детально изучили проблему. И выяснили, что и покупатель не всегда знает свои права и не умеет воспользоваться преимуществами Закона о защите прав потребителей. Исходя из этого посыла, специалисты комитета подготовили специальную Памятку для покупателя средств мобильной связи. В ней были сведены различные советы, которыми можно воспользоваться при покупке мобильного телефона или при обнаружении недостатков в нем. Памятка разъясняет так же, как действовать в случае возникновения спора между продавцом и покупателем и куда обращаться за защитой нарушенных прав.

Не скажу, что почерпнутые факты стали для меня каким-то открытием. Но они побудили меня обратиться ко второй стороне вопроса — ответственности покупателя. И вот тут меня ждало настоящее открытие. Согласно утверждениям Максима Букина, злейшим врагом мобильного телефона является его владелец. Не желая лишать читателей удовольствия от прочтения его изысканий по этому поводу, приведу лишь некоторые суждения, подтверждающие нашу с вами некомпетентность в вопросах эксплуатации сотовых телефонов.

Кто из нас не испытывал чувство жгучей обиды на всех и вся, когда мобильник, казалось бы ни с того, ни с сего вдруг выходит из строя? Хорошо, если в тумбочке валяется старый, но еще работоспособный телефон, в этом случае несколько дней без своего любимого «сотика» еще можно пережить. Главное, в этом случае ты все равно поддерживаешь связь с нужными людьми и организациями. Но мысли о необходимости похода в сервисный центр все равно гнетут. Ведь «... только там, как утверждает Максим Букин, могут оказать оперативную помощь терминалу, которому «стало плохо». И виноваты в его «болезни», как правило, мы с вами. Судя по статистике, которую приводит специалист по ремонту сотовых телефонов М. Букин, «... на первом месте стоит неаккуратное обращение с оборудованием, затем — элементарное неумение пользоваться им. И лишь на последнем месте, что составляет минимальный процент — заводской брак, и даже не брак, а проблемы, возникающие из-за недоработки программного обеспечения первых версий новых продуктовых линеек».

Примерно одна пятая пользователей, таковы наблюдения нашего специалиста, приходит с жалобами на дисплей аппарата, около 10% — на сложности с питанием, чуть меньше случаев связаны с неработающей клавиатурой и динамиком, дальше (по степени убывания) — жалобы на микрофон (плохая слышимость) и качество звонка. Реже всего из строя выходит виброзвонок — с ним связано менее 1% жалоб. «Впрочем, — категорически заявляет мастер, — мобильные телефоны — не такой уж ненадежный товар — скорее, трубка имеет больше шансов надоесть своему владельцу, чем сломаться».

Запомним и следующие данные. «Судя по статистике, наиболее частая поломка телефона — это битый дисплей; чаще всего — это трещина в результате падения с высоты или броска на пол и т. д. в порыве гнева. Однако мало кто знает, что вместе с дисплеем трещину, обычно, получает и передатчик, который тоже находится внутри сотового телефона, при подобной поломке его тоже стоит поменять. Вообще, действует поговорка «где тонко — там и рвется». У одних моделей это ПО, другие (особенно «раскладушки») страдают от слабых соединительных контактов, у «слайдеров» чаще всего летят механические детали. А вот наиболее частая причина снятия с гарантии — «утопленники», то есть телефоны с влагой на микросхеме — по абсолютным цифрам занимают не так много места в общей статистике, это примерно 10-11 места в общем рейтинге».

Но вернемся к началу нашего разговора. Полагаю, что для большинства жителей нашего города не составляет труда узнать, где можно приобрести по дешевке мобильный телефон. Сейчас некоторые салоны сотовой связи наряду с новым товаром предлагают и так называемые «комиссионные» трубки. Происхождение таких телефонов и их бывшая принадлежность, как говорится, — это тайна за семью печатями. Хочешь — бери, не хочешь — иди восвояси. 

Говорят, что с целью профилактики и раскрытия краж мобильных телефонов сотрудниками нашего УВД проводят различные оперативно-профилактические мероприятия. Якобы, даже проверяются салоны сотовой связи на предмет наличия краденых сотовых телефонов. В арсенале милиции также регулярное пополнение базы данных похищенных трубок с обязательным указанием их IMEI-кодов. Сотрудники МВД в последнее время все чаще призывают граждан не только соблюдать меры предосторожности при хранении телефонов, но и сразу же обращаться в правоохранительные органы с заявлением об их краже: Оказывается, в этом случае им гораздо легче найти пропажу по IMEI-коду. Даже если в украденном мобильнике сменили SIM-карту, его можно вычислить, поскольку этот код при первом же звонке автоматически передается в сеть оператора при регистрации телефона в сети. Знающие люди говорят, что с помощью спецсредств, которые имеются в распоряжении правоохранительных органов, «... можно локализовать местонахождение включенного телефона с точностью до нескольких сотен метров».

Но как быть с утверждениями, что и этот код умудренные преступники с легкостью могут поменять? В перечне услуг салонов сотовой связи можно увидеть такие, которые наталкивают на мысли о сотрудничестве их владельцев с похитителями телефонов. Ведь, наряду с возможностью поиска по IMEI-коду, существуют программы, которые могут этот код изменить путем спецпрошивки телефона. В этом случае, как вы понимаете, любые поиски вашего телефона будут бессмысленны. И вопрос этот пока, к сожалению, остается открытым.

Тем не менее, даже этот беглый обзор сообщений о мерах, предпринимаемыми соответствующими службами по соблюдению и улучшению правил торговли сотовыми телефонами, исключению их краж, говорит о том, что у нас с вами есть все возможности стать, наконец, не врагами, а друзьями этого прочно вошедшего в наш быт средства связи.