— Мама, а зачем «солнышко»?

— Где?

— Вон на том домике, над красивыми окошками?

— Не знаю. Пошли скорее, а то на кружок опоздаем!

Мама спешила. Она тащила дочь за руку по старинной улице Советской (ранее Царицынской) к детской эколого-биологической станции (ранее «школе на стрелке»). Им некогда было остановиться, чтобы лучше разглядеть нарядное «солнышко», — один из любимых символов русского деревянного зодчества. Досадно…

В повседневной спешке у нас так мало остается времени на то, чтобы поднять взгляд и насладиться красотой деревянных кружев прошлого. Между тем символ, мимо которого пробежали мама с дочкой, уходит корнями в глубокую древность: образ солнца в виде солярного знака (розетки) или иных воплощений (например, ромба) — это древний оберег, охранительная сила, которая служит преградой всему злому, что пытается проникнуть в жилище и душу человека.

На трех дубах

Дерево в России всегда имело множество религиозно-культовых значений. Не случайно языческая Русь возводила самых величественных Перунов и Дажьдбогов именно из дерева, а вовсе не из камня, как это делали, скажем, тюркские народы. Дерево считалось символом красоты, величия и жизненных сил. Оно было кормильцем, помощником и другом в долгие северные зимы. Совершенствуя орудия производства и развивая систему мифологических воззрений на природу, наш народ за многие века не отступил от дерева как основного строительного материала.

— К счастью, в Камышине остались образцы народного деревянного зодчества, — рассказывает старший научный сотрудник городского музея Г. В. Пшеничная. — Особый интерес представляют здания, расположенные в исторической части, в радиусе городских владений конца XIX — начала XX веков. Гуляя по улицам Гражданской, Пушкина, Красной, Калинина, Гагарина еще можно встретить немало деревянных построек, которые удивляют своим декоративным убранством. Возведенные по канонам народного зодчества, без участия профессиональных архитекторов, эти разнообразно украшенные здания отражают развитие русской художественной традиции.

Дело мастера боится

Декоративному убранству в деревянном строительстве придавалось большее значение. Об этом можно судить по такому факту: стоило оно обычно до четверти от всей стоимости дома. Сам дом строился по своим, строгим законам. По верху крыши устанавливался охлупень — полуфигура конька. По краю треугольного фронтона, под крышей, прикреплялись резные доски — причелины (от старорусского слова «чело» — лоб).

В центре фронтона сооружалось вентиляционное окно, которое как раз-таки чаще всего украшал солярный знак солнца. Концы досок-причелин, спускающихся ниже фронтона, украшала ажурная резьба, как правило, в виде растительного орнамента.

— Особое внимание мастера уделяли украшению наличников окон, — рассказывает историк Г. Н. Шендаков. — Каждое окно, повторяя друг друга, имело иногда и свои особенности. В украшении наличников использовались как элементы растительного, так и животно-мифологического орнамента (птицы, рыбы, русалки). Как правило, особенность резьбы наличника отражала пристрастия владельца: охота, рыбалка, разведение голубей.

Наиболее старые камышинские дома имеют пышный декор, выполненный в технике глухой рельефной (корабельной) резьбы. Излюбленный мотив камышан для наличников, выполненных в этой технике, — ниспадающие драпировки (ламбрекен) и шнуры с кистями. Окно при таком оформлении будто «вписано» в скульптурно-рельефное изображение занавеса. Это своеобразная сцена с драпировками, шнурами и кистями. Элементы плоскостно-рельефной (накладной) резьбы сохраняются только на единичных строениях, а также на фронтоне историко-краеведческого музея и музея средней школы № 3.

Совсем другое дело — пропильная резьба. В этой технике выполнено большинство узоров на деревянных зданиях города. Мастера пропильной резьбы использовали в работе шаблоны. Однако это вовсе не означает, что кружевные наличники одного дома копируют украшения другого. Шаблоны изготавливались для фрагментов (например, цветка или целой ветки с листьями), а лишь затем для каждого дома из кусочков-фрагментов создавался декор в зависимости от размеров и архитектурного замысла жилища, пожеланий заказчика и стоимости работ.

Сохранить для потомков

— На улице Гороховской, 75 стоит двухэтажный дом с плоскостно-рельефной (накладной) резьбой наличников, — продолжает рассказ Геннадий Шендаков. — Несколько лет назад дом с подобной резьбой был на улице Красной, но теперь он обложен кирпичом. Исчезла прорезная резьба и с других строений. Сохраняется уникальная доска-причелина на доме № 32 по улице Стахановской. На улице Лазарева стоит деревянный дом, к украшению которого приложил руки и умение народный мастер, резчик по дереву Александр Маркович Черкасов. Его живописные работы демонстрировались на выставках Волгограда, Берлина и Москвы (ВДНХ), где он был награжден серебряной медалью. Задача современников не только сохранить наследие предков — народную память, но и воспитать новое поколение, которое бы тщательно изучало и берегло свое историческое наследие.

— К сожалению, время беспощадно к деревянным строениям, — констатирует старший научный сотрудник городского музея Г. В. Пшеничная. — Они ветшают и часто горят. В 1998 году сгорело одно из старейших деревянных строений города — пожарная каланча, постройки 1873 года. Она придавала улице Советской (бывшей Царицынской) особый колорит. Сейчас повсеместно наблюдается стремление владельцев облицевать деревянные дома кирпичом. Вместе с резными домиками-теремами уходит очарование тихих старинных улиц.

Краткий словарь терминов

Пропильная («пропиловка») — ажурная сквозная резьба по дереву, выполненная специальной пилой. Пропиловкой оформляются наличники, карнизы, причелины в деревянном зодчестве.

Плоскостно-рельефная (накладная) — красочная резьба, сутью которой является вырезание отдельных частей орнамента, фигур и т. д. с последующей накладкой на другую поверхность.

Глухая рельефная («корабельная») — самый ранний вид резьбы. Мастер вырезал конек, наличник или другую деталь украшения как самостоятельное произведение искусства.