В 1722 году Камышинки (в те времена писали также «Камышенок») посетил 50-летний Петр Великий. Любопытно, что крепость носила название «Дмитриевск», однако в походном журнале императора записано: «По утру на рассвете прибыли к Камышинкам, где с города стреляли из 15-ти, им ответствовали из 3-х пушек, где Его Величество изволил осмотреть город и тут быв часа с два, пошли в путь…».

Согласно легенде, бытующей в этих краях, Петра Великого угостили местным арбузом (возможно, соленым, потому что по старому календарю событие произошло 15 июня), и он громогласно воскликнул: «Зело отменный плод!». И тут же — как всегда, порывистый в своих решениях и беспрекословный! — повелел отлить копию в натуральную величину. Так и хочется добавить «из золота», как любят спрашивать гости города у экскурсоводов… Но нет: из меди. Естественно, царский указ был исполнен: медный арбуз спустя время был доставлен в «Камышинки».

Камышинские арбузы - подарки завода СМИ: на улице Пролетарской и в музее
Камышинские арбузы - подарки завода СМИ: на улице Пролетарской и в музее

Этнограф и писатель А.Ф. Леопольдов в «Исторических очерках» 1848 года записал следующее:

«В 1722 году здешние города, стоящие при Волге, обрадованы были посещением Петра Великого во время шествия его по Волге в Персидский поход. Царь проезжал летом, в начале июня. Петр Великий был и в Камышине, где между прочим узнав, что в окрестностях его родятся самые лучшие арбузы, повелел на градском доме поставить не шпице медный арбуз. Так говорит предание».

Гости города обычно тут же спрашивают: «Где посмотреть?». А негде. Есть только два прекрасных подарка коллектива завода СМИ — литой арбуз из бронзы, который был подарен музею и выставлен на всеобщее обозрение там же, и ещё один подаренный арбуз весом 1,2 тонны в виде памятного знака на улице Пролетарской, в Бухте. А «петровского» — не сохранилось.

Многие в легенду не верят. Но в поисках подтверждения я вновь «столкнулся» с упомянутым выше Андреем Филипповичем Леопольдовым (1800-1875). Дело в том, что он был еще известным журналистом своего времени. В 1867 году он в литературной и коммерческой  газете «Восток» (полностью она называлась именно так) опубликовал материал «Поездка в Низовое Поволжье (№ 34 от 25 августа). И вот что мы можем прочитать:

«Был в Камышине. Он прежде назывался Дмитриевск, и был основан на левом берегу р. Камышинки, близ ее устья, а перенесен на правый берег в 1700 году. Городок небольшой, но замечательный: его посетил Петр I в 1722 году. Предание говорит, что он повелел на городском доме поставить на шпице медный арбуз, в знак изобилия и отличной доброты этого овоща в здешнем крае. На утлом, опустелом этом здании я видел этот арбуз».

То есть Леопольдов сам подтвердил свои же ранние записи об истории Камышина. Куда же жители Камышина дели петровский подарок? Предположений два…

Первое: медь арбуза расплавил один из множества пожаров: горел магистрат, «испортился» арбуз. Кому он такой нужен…

Второе: арбуз банально украли. Причем это могли сделать, как «свои-местные», так и Емельян Пугачев, когда захватил город (1774 год). С Пугачевым связана еще одна легенда: дескать, при приближении смутьяна именитые горожане петровский подарок спрятали. Знали об этом немногие. И всех их Емелька повесил, перекинув жерди через овраг. Овраг с тех пор стали звать «Висельным» (его географические «очертания» сохранились в виде спуска к Волге около районной администрации).

Но Пугачев, выходит-то, не при чем! Если Леопольдов видел арбуз и описал его в 1867 году, а Емелька буянил в 1774 году. Стало быть, последний раз петровский подарок видели 155 лет назад (1867 год). Пожаров за это время, конечно, произошло немало, но смутьянов, вроде Разина и Пугачева, больше не было.  Значит, можно предположить, что медный арбуз до сих пор «где-то здесь», но где — никто не знает...