Спектакль «Городок провинциальный». Режиссер Яна Арзамасцева.В минувшую субботу, 21 октября, Камышинский драматический театр вновь порадовал своих зрителей премьерой (третьей с начала нового творческого сезона!) — спектаклем «Городок провинциальный» по пьесе современного отечественного драматурга, заслуженной артистки РФ (кстати, родом из провинциального городка — Ангарска, что в Иркутской области), театрального педагога Школы-студии МХАТ Татьяны Уфимцевой.

Режиссер Яна Арзамасцева, чьи спектакли хорошо знакомы местным театралам (и не только), в том числе и по предыдущему творческому сезону: «Дом под снос» (А. Крым), «Лекарь поневоле» (Ж.-Б.Мольер), «Отель двух миров» (Э.-Э.Шмитт) — выдвинут на соискание Государственной премии Волгоградской области за 2017 год; моноспектакль «Два приключения Лемюэля Гулливера» (Е. Брошкевич) — удостоен в Москве Диплома Третьего Всероссийского фестиваля-практикума «Театральная магистраль», детский — «Как мамонтенок маму искал», достойно представлен на фестивале лучших детских театров Европы «В гостях у сказки» — на этот раз выбрала для постановки пьесу, созвучную нашему непростому времени. Ее сюжет на первый взгляд достаточно прост. В маленький провинциальный городок из столицы приезжает «блудная дочь» Наталья (арт. Светлана Юдина), уроженка этого города. Она не была здесь много лет. Молодая женщина стала известной актрисой сериалов, у нее нет отбоя от поклонников и желающих получить автограф. На родине у кинодивы — мать Мария Михайловна (арт. Лилия Дайнега), работающая в школе учителем, подруга Вера (арт. Дарья Манвайлер), которая замужем за бывшим ухажером Натальи Вадимом (арт. Артем Буняков)…

В родной город Наталью привели чрезвычайные обстоятельства: однажды, возвращаясь со съемок, она случайно сбила на дороге пожилого мужчину, в чем призналась матери, и теперь ей надо на какое-то время исчезнуть, пока ее адвокат договаривается с родственниками старика, пытаясь замять это дело.

Своим неожиданным приездом Наталья ломает давно сложившиеся отношения всех персонажей пьесы. Столичная жизнь изрядно потрепала актрису, наделив ее цинизмом, стремлением к обогащению. Искренние душевные порывы обитателей городка ей просто непонятны. Она во всем видит подвох и корысть (это к извечному философскому вопросу о «наполнении» собственной души: «стакан наполовину полон или пуст?»). Людьми «себе на уме» оказываются для Натальи и местный таксист-весельчак (арт. Николай Дубровин), и скромная девушка Оля (арт. Мария Клыпина), студентка медучилища, квартирантка матери, занявшая ее комнату, и друг Марии Михайловны сосед Николай Иванович (арт. Эдуард Сажин), и даже… школьная подруга с бывшим возлюбленным!

Наталье, насквозь «прожженной» столицей, не понять, что в мире, кроме денег и славы, не менее ценны чуткость, доброта, отзывчивость, уважение, милосердие, взаимопонимание, благородство… Именно из них и «соткан» этот прекрасный «безумный, безумный, безумный мир!», где царствует Любовь, делающая нас мудрее, терпимее, помогающая преодолевать все трудности и невзгоды, выпавшие на жизненном пути.

Но как скоро поймет это эгоистичная Наталья, привыкшая жить «на широкую ногу», ни в чем себе не отказывая и думающая только о личных благах?! Она хоть сейчас готова сбежать из города на очередную фотосессию, к примеру, на Бали или в Италию! Но — надо ждать результатов переговоров адвоката с родственниками «старикашки»! Пока же кинодива времени зря не теряет и пытается развлечься и со своим бывшим возлюбленным, и с трепетно ухаживающим за Ольгой юношей Митей (арт. Петр Суханов).

Изображая «заботу» о душевном комфорте собственной матери, Наталья рассказывает душещипательную историю соседу Николаю Ивановичу, инвалиду по зрению, о тяжелобольной тете, прикованной к постели, за которой бедная матушка якобы ухаживала целых десять лет!

«Теперь ей надо бы и о себе подумать, пожить для себя», — цинично заявляет Наталья.

И Мария Михайловна подумала-подумала да и решила «спровадить» единственную родную доченьку «со двора» раньше времени, чтобы не было стыдно перед людьми за ее недостойное поведение! Хотя материнским сердцем чувствовала: уедет ее кровиночка Натальюшка, и неизвестно, когда они увидятся снова. А годы-то «летят»!..

В конце спектакля, с отъездом Натальи, появляется надежда, что у главной героини еще будет время, чтобы осознать многие свои поступки, и в этом ей в какой-то мере помог родной провинциальный городок — «не было бы счастья, да несчастье помогло».

Режиссеру спектакля Яне Арзамасцевой, на мой взгляд, удалось в своей новой постановке раскрыть всю глубину чувств и эмоций жителей маленького провинциального городка. Знать, что происходит внутри персонажа, гораздо важнее, чем какие-то внешние проявления. И не важно, как выглядит тот или иной провинциальный городок, важно, что удалось сохранить в нем для себя и своих потомков.

Никто не спорит, что жизнь в больших городах заметно влияет на многое: меняются ритм жизни, человеческие ценности. Слава, деньги, острые впечатления могут всерьез повлиять на наше отношение к окружающей действительности. Кто-то не выдерживает всего этого, ломается. И тогда «провинциальный городок» для него — настоящее спасение! Он «исцеляет» от «многих болезней» современного мира.

Только в них, «провинциальных городках», на малой родине, «где все просто и знакомо», где все и все на виду, можно не притворяться и быть самим собой.

Браво, Яна Александровна! Браво, артисты! Премьера удалась! Отдельное спасибо от нас, благодарных зрителей, художнику-постановщику спектакля Валерию Мищенко, за музыкальное оформление — Александру Ферхову, Ольге Шевченко — за хореографию. Ждем новых премьер! До встречи в театре!

Лариса Воронина.