Количество просмотров: 791

Первый автомобиль Камышина оказался ни к черту, второй — крепким

Первый камышинский автомобиль у Земского дома N.A.G. Darling Phaeton для сравненияВ августе 2015 года на infokam.su увидел свет материал «Как в Камышине автомобиль появился».

В нем я рассказал о том, как в 1911 году на заседании Камышинского земского собрания (представительный орган власти — прообраз нынешней районной администрации) слушался вопрос о замене гужевого транспорта (так называемой «ямщины» — от слова «ямщик») на автомобильный. Тогда же было принято решение о покупке, скажем современным словом, «иномарки» (тогда были в продаже только такие автомобили).

Просить фирму «командировать шофера»

Первый в городе автомобиль камышане приобрели у компании «Марк и Ко», которая предложила хорошую рассрочку платежа. В свою очередь, Земская Управа попросила фирму «командировать шофера».

В архиве Камышина и местном музее хранится крайне любопытная фотография — она неизменно вызывает интерес и носит название «Первый автомобиль в Камышине». Это 1912 год. Автомобиль с пассажирами замер у Земского дома (ныне Камышинский историко-краеведческий музей). Если в прошлой статье я задался вопросом, а не это ли первый автомобиль города, то теперь можно сказать точно: «Это он!». И даже назвать марку.

Это N.A.G. Darling Phaeton. NAG – это  NeueAutomobilGesellschaft. Германская фирма AllgemeineAutomobilGesellschaft выпускала автомобили с начала XX века, а после слияния с электротехнической компанией AEG она получила название NAG.

Напомню также, что первый автомобиль сломался в 1913 году. Его возвратили обратно с доплатой и приобрели новый Darling Phaeton той же фирмы.

Как в городе стало два автомобиля

Помогли мне в исторических изысканиях очередные издания «Журналов Камышинского уездного земского собрания». На сей раз за 2015 год, где, наконец-то, прозвучала марка приобретенного чуда технической мысли и был озвучен доклад под названием «Об автомобиле». Доклад явно писал человек, уже влюбленный в новое изобретение человечества.

«Опыт 1911, 1912 и 1913 годов показал, что быстрое и удобное передвижение на автомобиле, при сравнено недорогом его содержании, не оставляет желать лучшего как в смысле удобства, так и в смысле быстроты передвижения, — обрисовал ситуацию докладчик. — Достаточно указать на такие примеры, как объезд комиссией в один день целого района: Камышин — Саломатино — Петрунино — Барановка — Камышин, включая сюда заезды на различные сооружения общественных работ!».

Конечно же, сравнивались расходы. Читателю, вероятно, будет интересно узнать, что на топливо для второго автомобиля (это был 25-сильный Н.А.Г.) в год тратили 933 рубля. Тогда как жалованье шофера составляло 630 рублей. Это просто огромные деньги по тем временам, превышающие доходы учителя или врача... Но врачи да учителя были и у нас, а шоферов присылали от фирмы вместе с автомобилем (к тому же шофер числился и механиком).

Третий автомобиль — ни к черту!

Но возвратимся к докладу... Выступающий пояснил:

«Кроме приобретенного 25-сильного автомобиля типа Н.А.Г. в распоряжении Управы находится еще один автомобиль «Жермен», присланный фирмою на испытание, после которого предполагалось приобрести его в собственность. К сожалению, этот последний автомобиль оказался слабой конструкции, часто ломался в пути и вызывал лишние расходы на ремонт и замену частей».

В итоге, автомобиль отослали обратно. Фирма поначалу сопротивлялась, требуя выкупа, но дело уладили: фирмы выдала Управе срочные векселя и забрала свою технику.

Гласные (депутаты) Земской управы единодушно проголосовали «За»  все расходы на содержание автомобиля, уточнив, что его требуется употреблять «главным образом для обслуживания дел по школьному строительству и возведению всех гражданских сооружений в уезде».

Вот так на камышинской земле бельгийский автомобиль фирмы Germain вчистую проиграл по характеристикам германскому N.A.G.

P.S. Возвратимся к фотографии... Посмотрите на первый автомобиль Камышина — у него ручной клаксон с «грушей», около клаксона — фонарь (хотя имелись две фары на бочкообразном капоте). А дверь открывалась откидной ручкой (в виде скобы). Для сравнения приведена еще одна фотография N.A.G. Darling Phaeton.


Автор: Леонид Смелов
На фото: Первый камышинский автомобиль у Земского дома (на втором фото - N.A.G. Darling Phaeton для сравнения)
Код для вставки на сайт или в блог


Ваш комментарий

Поля выделенные жирным обязательны для заполнения.

Ваше имя:
Содержание комментариев является частным мнением граждан, их написавших, и может не совпадать с мнением Администрации интернет-портала. Администрация интернет-портала не несет ответственности за содержание комментариев.

Запрещены комментарии, противоречащие законодательству РФ, содержащие нецензурные выражения и оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и прочих характеров, а также ссылки на источники информации, не имеющие отношения к обсуждаемой теме. Длина комментария ограничена 1000 символами. Также действуют некоторые другие ограничения — смотрите Правила.
E-mail:
Хочу сказать:

Осталось символов.
Защита от роботов:
секретный код

Люди комментируют

На Антилопу Гну похож. Эх фаэтоны не для Руси они, не для Руси.
Яшка [Гость] @ 11 ноября 2017, 10:14
Главные новости
Самое обсуждаемое
Афиши Камышина
c 16 ноября 2017
Кинотеатр «Дружба»

c 02 ноября 2017
Камышинский драматический театр

Погода в Вашем городе

выбрать другой город
<Триста дней тишины. Прокатилась какая-то буря/ По просторам Сетей – и умолк, и ослеп Интернет...>

<Среди бесчисленных мужчин, Искать защитника так сложно. Кто верен - тот непобедим, И дух сломить мой невозможно. >

<Я осень раннюю и позднюю люблю, От красок осени и воздуха хмелею, И с жадностью курлыканье ловлю Птиц, улетающих туда, где им теплее.>