в 1911 году на заседании Камышинского земского собрания (представительный орган власти — прообраз нынешней районной администрации) слушался вопрос о замене гужевого транспорта (так называемой «ямщины» — от слова «ямщик») на автомобильный. Об этом infokam.su рассказал в материале «Как в Камышине автомобиль появился».

Тогда же было принято решение о покупке, скажем современным словом, «иномарки» (тогда были в продаже только такие автомобили).

Просить фирму «командировать шофера»

Первый в городе автомобиль камышане приобрели у компании «Марк и Ко», которая предложила хорошую рассрочку платежа. В свою очередь, Земская Управа попросила фирму «командировать шофера».

В архиве Камышина и местном музее хранится крайне любопытная фотография — она неизменно вызывает интерес и носит название «Первый автомобиль в Камышине». Это 1912 год. Автомобиль с пассажирами замер у Земского дома (ныне Камышинский историко-краеведческий музей).

Первый автомобиль в Камышине. 1912 год
Первый автомобиль в Камышине. 1912 год

Если в прошлой статье я задался вопросом, а не это ли первый автомобиль города, то теперь можно сказать точно: «Это он!». И даже назвать марку. Это N.A.G. Darling Phaeton. NAG — это  NeueAutomobilGesellschaft. Германская фирма AllgemeineAutomobilGesellschaft выпускала автомобили с начала XX века, а после слияния с электротехнической компанией AEG она получила название NAG.

Напомню также, что первый автомобиль сломался в 1913 году. Его возвратили обратно с доплатой и приобрели новый Darling Phaeton той же фирмы.

Как в городе стало два автомобиля

Помогли мне в исторических изысканиях очередные издания «Журналов Камышинского уездного земского собрания». На сей раз за 1915 год, где, наконец-то, прозвучала марка приобретенного чуда технической мысли и был озвучен доклад под названием «Об автомобиле». Доклад явно писал человек, уже влюбленный в новое изобретение человечества.

«Опыт 1911, 1912 и 1913 годов показал, что быстрое и удобное передвижение на автомобиле, при сравнено недорогом его содержании, не оставляет желать лучшего как в смысле удобства, так и в смысле быстроты передвижения, — обрисовал ситуацию докладчик. — Достаточно указать на такие примеры, как объезд комиссией в один день целого района (Камышин — Саломатино — Петрунино — Барановка — Камышин), включая сюда заезды на различные сооружения общественных работ!».

N.A.G. Darling Phaeton
N.A.G. Darling Phaeton

Конечно же, сравнивались расходы. Читателю, вероятно, будет интересно узнать, что на топливо для второго автомобиля (это был 25-сильный Н.А.Г.) в год тратили 933 рубля. Тогда как жалованье шофера составляло 630 рублей. Это были просто огромные деньги по тем временам, превышающие доходы учителя или врача... Но врачи да учителя были и у нас, а шоферов присылали от фирмы вместе с автомобилем (к тому же шофер числился и механиком).

Третий автомобиль — ни к черту!

Но возвратимся к докладу... Выступающий пояснил:

«Кроме приобретенного 25-сильного автомобиля типа Н.А.Г. в распоряжении Управы находится еще один автомобиль «Жермен» (Germain), присланный фирмою на испытание, после которого предполагалось приобрести его в собственность. К сожалению, этот последний автомобиль оказался слабой конструкции, часто ломался в пути и вызывал лишние расходы на ремонт и замену частей».

В итоге, автомобиль отослали обратно. Фирма поначалу сопротивлялась, требуя выкупа, но дело уладили: фирмы выдала Управе срочные векселя и забрала свою технику.

Гласные (депутаты) Земской управы единодушно проголосовали «за» все озвученные расходы на содержание автомобиля, уточнив, что его требуется употреблять «главным образом для обслуживания дел по школьному строительству и возведению всех гражданских сооружений в уезде».

Вот так на камышинской земле бельгийский автомобиль фирмы Germain вчистую проиграл по характеристикам германскому N.A.G.

P.S. Возвратимся к фотографии... Посмотрите на первый автомобиль Камышина — у него ручной клаксон с «грушей», около клаксона — фонарь (хотя имелись две фары на бочкообразном капоте). А дверь открывалась откидной ручкой (в виде скобы). Для сравнения приведена еще одна фотография N.A.G. Darling Phaeton.