...Из сводки военных лет: «27 июля в 00 ч. 22 м. буксир "Союзный ЦИК" был потоплен не­приятельским самолетом в районе Камышина. В 8 ч. 00 м. южнее Камышина личный состав дивизиона тральщи­ков-катеров ликвидировал пожар от немецкой бомбы на нефтеналив­ной барже "Кама". Три бронекатера конвоировали караваны судов, отражая атаки немецких самолетов огнем зенитной артиллерии и пулеметов». 

1942 год. Хмурым июльским вечером пароход-буксир «Союзный ЦИК» привел на камышинский рейд две баржи, которые были заполнены нефтью. Само судно доставило в прифронтовой тыл женщин и детей, эвакуированных из пылающего Сталинграда. Позади остались без малого 200 километров речного пути, где стерегли своих жертв мины, которые немцы сбрасывали на фарватер великой русской реки с самолетов.

Павел Бутяев. Гибель парохода «Союзный ЦИК» (гравюра)
Павел Бутяев. Гибель парохода «Союзный ЦИК» (гравюра)

Около полуночи «Союзный ЦИК» встал на якорь  напротив городской набережной... Одним из первых вражеский самолет заметил начальник спасательной станции ОСВОД («Общество спасения на водах») Рем Тихонов. Немец совершил круг над городом, после чего устремился к Волге и атаковал беззащитный буксир, который не имел никакого вооружения и был лишен возможности маневрирования. Две бомбы, сброшенные с предельно низкой высоты, взорвались на корме и на правом борту судна... Во второй заход фашистский летчик выпустил несколько очередей по горящему буксиру.

Пароход окутался клубами дыма и стал тонуть. Над Волгой раздались крики женщин и детей. Необходимы были немедленные действия! Рем Тихонов, которому тогда едва минуло 17 лет, вместе с спасателями (их в то время называли «водоспасатели» — члены ОСВОД), уселись в весельные лодки и устремились на помощь людям. В этом время буксир уходил под воду... На палубе слышались стоны раненых...

Тем временем на лодки поднимали женщин и детей. Спасенных высаживали на пассажирский причал-дебаркадер. Тут же плыли обратно. Успели забрать с палубы тонущего буксира оставшихся... И «волжский богатырь», как любовно называли старый, громадный и несколько неуклюжий пароход, пошел ко дну.

Капитан парохода, который покинул судно последним, позже рассказал: «Немца-«пирата» мы засекли в воздухе  еще у Быковских хуторов — там он начал преследование нашего каравана. Но только тут, у Камышина, когда мы бросили якорь, решил атаковать. Хладнокровно, подлец, решил расправиться с беззащитной жертвой, которая к тому же стоит на месте».

…На следующий год в Камышин прибыл саратовский отряд экспедиции подводных работ особо назначения. Водолазы сумели снять с буксира «Союзный ЦИК» главный двигатель, который позднее был установлен на одном из судов Волжской военной флотилии.

В приказах по судоподъему с 1942 по 1948 годы сообщается: «"Союзный ЦИК". Колесный пароход. Подожжен и потоплен во время обстрела на Камышинском рейде. Подрывные работы с частичной выемкой металла. Носовая часть убрана и уведена в Соляной затон. Колеса, котлы и машинные части убраны на правый берег, ниже пристани Камышин. Оттуда должны быть перегружены на баржу. Котлы и колеса сложены в воде ниже пристани Камышин, и представляют опасность для судоходства. "Союзный ЦИК" потоплен на рейде и должен быть убран полностью».

P.S. В 2010 году в Камышин заходил теплоход «Чапаев». Среди пассажиров оказалась интересная женщина.

«Камышин навсегда остался в моей памяти, — рассказала пассажир «Чапаева», ветеран Великой Отечественной войны, штурман речного флота Валентина Алексеевна Князева. — Я окончила Горьковское речное училище. Мне было 16 лет, когда в 1942 году мы караваном в составе 16 судов следовали по Волге в Сталинград. Возле Камышина нас атаковали немецкие самолеты, расстреливали с воздуха, Волга кипела. На плаву осталось лишь три судна... Мы с подругой спаслись и выбрались на берег. Из Камышина отправились в Сталинград, но ваш небольшой городок я помню до сих пор».