Политика: анализ текущих событий

Последствия случившихся в канун Нового года массовых порывов линий электропередачи в нескольких регионах Центрального федерального округа плавно перешли в год наступивший. Несмотря на первые сообщения, что «ситуация исправляется», фактически до сих пор эта самая ситуация не только не «исправляется», но и то тут, то там выходят из строя очередные электрические линии и подстанции. А в Подмосковье, как было официально сообщено МЧС России, режим чрезвычайной ситуации продлится как минимум до 1 марта.

31 декабря на телеканале «Россия24» появилась «бегущая строка», которая сообщала: Владимир Путин посоветовал губернатору Подмосковья Борису Громову встречать Новый год вместе с жильцами обесточенных из-за аварий домов. Если учесть, что в последнее время в СМИ предрекали скорую отставку Громова с поста губернатора Московской области, то такое сообщение окончательно ставило предположения в разряд грядущего события.

На самом деле, сообщение в «бегущей строке», строго говоря, было не об этом, точнее, относилось не только к Борису Громову. Обратимся к официальной стенограмме встречи Владимира Путина с губернатором Московской области Б.В. Громовым, министром энергетики РФ С.И. Шматко и главой «Холдинга МРСК» Н.Н. Швецом, которая состоялась 31 декабря. Стенограмма как раз завершается словами, которые получили такое неожиданное интерпретирование. Цитируем, что именно сказал премьер-министр:

«У меня есть предложение: вы поезжайте в эти регионы, в эти населённые пункты и вместе с ними встречайте Новый год. Втроём распределитесь по населённым пунктам, поезжайте туда и людям объясните, что происходит, и когда они будут жить в нормальном режиме. И к утру, пожалуйста, доложите о результатах».

Так что не только Громов оказался «послан» Путиным встречать Новый год во тьме…

Конечно, было наивным считать, что масштабные аварии случились исключительно из-за погодных аномалий. Погода, конечно, «приложила усилия», но они-то попали, что называется, на благодатную почву. Причина этому лежит на поверхности — низкий уровень обеспечения технологической безопасности промышленной инфраструктуры вообще и электроэнергетического хозяйства в частности. Львиная доля тех же линий электропередачи эксплуатируется со времен СССР. Оборудование множества подстанций, особенно в сельской местности, морально и физически устарело.

Нынешнюю чрезвычайную ситуацию, когда практически на все рождественские каникулы без света (а соответственно, без тепла и воды) только в Центральном федеральном округе остались почти миллион человек, некоторые чиновники попытались объяснить, например, таким довольно редким природным явлением, как ледяной дождь. Между тем, в Китае в это же время тоже случился ледяной дождь, но массового обрыва проводов не произошло — просто там ставят устройства, которые помогают избежать катастрофических последствий, — либо растапливающие лед на проводах, либо сбрасывающие с них налипший снег. Причем эти устройства не такие уж и дорогие.

Множество ЛЭП пострадали из-за падения деревьев. Казалось бы, тут-то точно можно все списать на природный катаклизм. А энергетики едва ли не главной в этом случае причиной назвали… существующие стандарты вырубки леса вдоль ЛЭП и прочих воздушных электротрасс. Словно эти самые стандарты появились за пару-тройку дней до случившейся погодной аномалии. А чего, спрашивается, раньше-то молчали?

Кстати, Владимир Путин на встрече, стенограмму которой мы уже цитировали, тоже настойчиво интересовался у своих собеседников о причинах таких масштабов случившейся ЧС. Разговор получился весьма интересным. Приведем еще одну цитату (с минимальными сокращениями) из стенограммы встречи. Цитата весьма объемная, но того стоит:

«С.И. Шматко: … Мы считаем, что есть серьёзная проблема с функционированием … территориальных сетевых организаций. Я Вам докладывал в своё время, что с ними сложно работать. Мы считаем, что территориальные сетевые организации должны по-другому регулироваться, осуществляется недостаточный надзор. Мы говорили о том, что нужно развивать полноценный отраслевой энергетический надзор в этой части.

Сегодняшняя, скажем так, достаточно авральная, совершенно аномальная ситуация показала, что просто частные собственники территориальных сетевых организаций с работой в таких условиях полноценно справляться не могут. 

В этой ситуации мы подготовили обращение к Вам и просим в течение января внести проект постановления Правительства Российской Федерации об особенностях регулирования так называемых муниципальных территориальных сетевых организаций и их взаимодействия с распределительно-сетевым комплексом.

Мы считаем, что гораздо жёстче должен осуществляться надзор, гораздо жёстче должна проводиться единая техническая политика. Должен сказать, что сейчас пытались оперативно вступить в контакт, в том числе, и с собственниками отдельных сетевых организаций — и не могли найти. То есть…

В.В. Путин: А Вы (обращаясь к Н.Н. Швецу) пытались помочь? 

Н.Н. Швец: Хочу доложить: у нас 24 таких территориальных организации, которые входят в объединённую компанию Московской области. Они, не считая частных, абсолютно управляемы. Та ситуация, которая сложилась, самая сложная, — это Рузский район, это Ленинский район, это Подольский район. Это сети, которые идут до потребителя не от территориальных организаций.

А так, конечно, мы работали в постоянном контакте со всеми. В общем, дисциплина здесь железная. 

В.В. Путин: Вы слышали, что министр сказал, да?

Н.Н. Швец: Да. 

В.В. Путин: Ну так и что, Вы не согласны с ним? 

Н.Н. Швец: Нет, я согласен. Просто дополнение такое было. 

В.В. Путин: Вы согласны с предложением, которое он сделал? 

Н.Н. Швец: С предложением, да, конечно.

В.В. Путин: То есть они работают неэффективно? 

Н.Н. Швец: Кто-то — да, неэффективно, какая-то часть…

В.В. Путин: Что предлагается-то?

С.И. Шматко: Владимир Владимирович, мы вообще считаем, что, распределив сетевой комплекс, наша компания, которая контролируется государством, должна более активно заниматься консолидацией активов в этой части и устанавливать жёсткие технические требования по режиму функционирования такого рода сетевых организаций. В том числе, адекватно оценивать их способность самостоятельно работать и устранять такого рода последствия… 

В.В. Путин: Сергей Иванович, конкретно, что мы будем с ними делать?

С.И. Шматко: Вводить жёсткие квалификационные требования. И в случае необходимости консолидировать в распределительный комплекс страны. 

В.В. Путин: Как? Вы скажите русским языком, что мы конкретно будем с ними делать? Спокойно так, без суеты… 

С.И. Шматко: Я считаю, что нужно внимательно сейчас проанализировать практику взаимоотношений. У нас сети в ежедневном режиме с ними общаются. Наверняка сложилась какая-то практика. По той информации, которую имею, мы понимаем, что нужно значительно более внимательно за ними смотреть с точки зрения технической политики, которую они реализуют, с точки зрения тех денег, которые направляются на инвестиции и на модернизацию. Мы должны это контролировать, это должно быть для нас прозрачно.

Раньше нам говорили: «Это частная собственность и сюда, пожалуйста, не заглядывайте». Тем не менее, мы понимаем, что те структуры, которые работают в социально-значимых областях должны работать по жёстким правилам и нести за это ответственность. С этой точки зрения мы считаем, что нужно установить формально более жёсткие требования по квалификации персонала, по объёму средств, направляемых на модернизацию, по надзору, который за ними осуществляется. И в случае неспособности осуществить все эти мероприятии в комплексе делать соответствующие предложения по консолидации их…

В.В. Путин: Что значит по консолидации? Вы скажите русским языком.

С.И. Шматко: Приобретать, выкупать, если надо…

В.В. Путин: Кто будет приобретать? Кто будет покупать?

С.И. Шматко: Мы считаем, что холдинг МРСК (межрегиональный распорядительный сетевой комплекс)…

В.В. Путин: Должен забрать это?

С.И. Шматко: Должен забрать.

В.В. Путин: Так скажите прямо: мы у них заберём эту собственность. За деньги, по соответствующей оценке, но мы у них это заберём.

С.И. Шматко: Так точно, Владимир Владимирович. Мы поставим себе срок, например, в течение трёх-четырёх месяцев провести тотальную инвентаризацию — и в случае таких выводов, заберём эту собственность.

В.В. Путин: В течение какого времени вы представите эти предложения?

С.И. Шматко: Мы представим предложения по соответствующим нормативным правовым актам в январе. И в течение четырёх месяцев представим Вам доклад о наших предложениях уже конкретно по системам, по регионам».

После новогодних каникул, 14 января, состоялось первое в наступившем году заседание Президиума правительства РФ. Первым пунктом повестки дня значился как раз вопрос о восстановлении энергоснабжения в ЦФО. Как подчеркнул Владимир Путин, необходима долгосрочная программа повышения надёжности систем электроснабжения. «Речь должна идти и о замене сетей и оборудования, и наведении порядка с просеками вдоль линий электропередач, — сказал премьер-министр. — Очень жаль, что нам приходится опять возвращаться к этому на уровне Правительства Российской Федерации. Надеюсь, что мы окончательно эти проблемы решим, тем более что имеющиеся документы позволяют соответствующим образом работать. Нужно подумать и о создании резервных источников питания ключевых объектов инфраструктуры и ЖКХ».

Общие направления будущей программы, о которой говорил Путин, обозначил в своем выступлении министр энергетики РФ Сергей Шматко. Не останавливаясь на сказанном им (стенограмму заседания можно найти на сайте правительства РФ), отметим — программа обещает быть действительно многогранной и, значит, весьма и весьма затратной (только на вырубку леса под ЛЭП в одном только Подмосковье потребуется, как отметил Шматко, до конца осени нынешнего года 750 миллионов рублей!).

Но деньги, конечно, не главное, когда речь идет, по сути, о жизнеобеспечении практически всех территорий страны. Другое дело — как будет выполняться программа. Опыт показывает — многие масштабные государственные программы, доселе принятые, либо реализуются далеко не полностью, либо приносят не совсем тот эффект, на который были рассчитаны, либо тихо сходят на нет. Пожалуй, самыми работающими оказались национальные приоритетные проекты, особенно «Здравоохранение», но и здесь есть перекосы, связанные с коррупцией (самый яркий пример — закупка томографов, за которые по явно коррупционным схемам государство заплатило втридорога).

Госпрограммы не так работают, как надо, по многим причинам, требующим отдельного (и обстоятельного) разговора. Единственное, что хотелось бы отметить, — «программные» неудачи далеко не в последнюю очередь определяются, в том числе, низкой исполнительской дисциплиной бюрократического аппарата. А это, в свою очередь, происходит потому, что чиновники по всей властной вертикали в своей деятельности во главу угла нередко ставят не закон, а некие клановые понятия. При этом их персональная ответственность и за исполнение решений, и за принятие непродуманных решений по большей части виртуальна. Нужен жесткий, и даже жесточайший, контроль за исполнением властных решений, мера ответственности чиновников должна быть конкретной, адекватной и неотвратимой. Без этого поступательное развитие страны не может состояться и грозит превратиться в перманентное авральное затыкание дыр.

… А тему «тормозов» в развитии страны напоследок проиллюстрируем примером из буквально сегодняшних дней. Параллельно с «эпопеей» порушенных ЛЭП, разворачивалась другая — спасения из застрявших во льдах Охотского моря плавсредств. Почему-то ледоколы добирались до них слишком уж долго. Оказалось вот что. Флагманский капитан департамента специального флота Дальневосточного морского пароходства Герман Кузин так прокомментировал СМИ ситуацию: «С нашей стороны не было задержек. Просто все ледоколы вели коммерческую проводку. Поэтому пришлось договариваться со спасателями».

Другими словами, принадлежащими России ледоколами государство… управлять не может: бизнесмены решают — «пущать» или «не пущать» корабли на спасение зажатых во льдах экипажей. И теперь на повестку дня встал вопрос создания единого подразделения ледокольного флота с государственным финансированием. Словом, требуется еще одна госпрограмма…