В 1923 году саратовский археолог профессор Ф. В. Баллод опубликовал книгу «Приволжские Помпеи». Научный труд подвел итог раскопок, которые он провел со студентами в Нижнем Поволжье. Вероятно, профессор очень гордился своим выражением «Приволжские Помпеи», которое действительно стало крылатым в научной среде. Естественно, от взора ученого не ускользнул и Камышин…

клад
Профессор Ф. В. Баллод со студентами на раскопках (иллюстрация из книги «Приволжские Помпеи»)

Баллод сообщает о находках: «Вблизи Камышина, у Ловецкого оврага, обнаружена богатая дюнная стоянка, в изобилии образцы керамики и каменные поделки, в том числе диоритовые молоты; у Пугачевского оврага найдены железные стрелы и стремена; у питомника – клад золотых вещей: бляшки, сосуд, цепь, рукоятка меча; у Балберочного оврага – дюны с каменными и бронзовыми поделками и керамикой».

Далее профессор рассказывает о том, чего в наше время уже не увидишь. Речь идет о «каменном маре» горе, находившейся около камышинских Ушей. Дело в том, что издревле сообщалось, что возле Камышина «Уши» создавали три горы. Отдельно стоящую гору, которую мы сегодня называем «Лоб», в стародавние времена не относили к «Ушам», обозначая отдельно.

Баллод пишет, что «по словам камышан, курган имел высоту до 15 саженей (около 32 метров как современные горы Уши, прим. авт.) и был виден из-за Волги на 25 верст. На вершину кургана вела винтообразная тропинка, завершавшаяся площадкой.

Этот курган был разобран на камни, которые пошли на постройку железной дороги «Тамбов-Камышин». При разборе кургана, как гласит предание, «встречены дубовые бревна в 2 обхвата шириной». Баллод сообщает, что вблизи мара были найдены бронзовые и железные наконечники стрел.

К слову, монеты золотоордынского времени находили и между Антиповкой и Сестренками. Профессор рассказывает: «Здесь возвышается Шишкин бугор, где находят поделки золотоордынского времени, в том числе монеты».