Количество просмотров: 4325

Рассекречено: в Камышине в годы войны базировались подводные лодки

Подводная лодка «М-119».Минобороны РФ продолжает цикл публикаций уникальных документов о Великой Отечественной войне. Это приказы, которые ранее никогда не публиковались, а также другие архивные документы: ответы командующих округами, армиями, командиров корпусов и дивизий.

Из них мы узнаем: в годы войны на Волге велась и подводная война – в частности, в Камышине базировались подводные лодки. 23 апреля 1942 года был издан приказ № 00116 23 о переводе подводных лодок на Северный флот. Автор приказа - нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов…

Для усиления состава Северного флота перевести из Баку и Камышина в Архангельск подводные лодки «М-119», «М-121» и «М-122».

Во исполнение этого приказываю:

1. Командиру экспедиции особого назначения № 17 контр-адмиралу тов. Кузнецову:

а) в период апрель-июнь 1942 г. перевести по Волге от Астрахани до Горького подлодку «М-121» из состава Каспийской военной флотилии и из Камышина до Горького подводные лодки завода № 112 «М-119» и «М-122»;

б) от Горького до Архангельска подводные лодки перевезти по железной дороге на транспортерах;

в) при вынужденном отказе от перевозки подводных лодок на транспортерах, по причинам мелководья в районе их постановки, все три лодки в Сормовских доках перевести в Архангельск водным путем по Северо-Двинской системе;
г) организовать охрану и маскировку переводимых кораблей.

ПО ОТДЕЛЬНЫМ ЭТАПАМ ПЕРЕВОДА:

2. Военному совету Каспийской военной флотилии:

а) подводную лодку «М-121» отправить своим ходом в Горький. Обеспечивающим командиром на переход до Горького назначить капитана 2 ранга тов. Кудряшова;

б) подлодке «М-121» быть в Горьком не позднее 10 мая.

3. Военному совету Беломорской военной флотилии:

а) подготовить в Архангельске место и средства для выгрузки подводных лодок с транспортером на воду;

б) в случае перевода лодок по Северо-Двинской водной системе обеспечить проводку лодок от Великого Устюга до Архангельска. Ответственным за проводку назначить командира отдельного учебного дивизиона подводных лодок капитана 2 ранга тов. Максимова. Организовать снабжение лодок всеми видами довольствия в Котласе.

4. Командующему Волжской военной флотилией контр-адмиралу тов.Рогачеву:

а) обеспечить перевод подлодок «М-119» и «М-122» из Камышина в Горький буксирами Наркомречфлота и лоцмана. Командира перехода назначить своим приказом;

б) подлодку «С-272» в Камышине вывести из Сормовского дока, отбуксировать на своей осадке в Астрахань, используя весенний паводок;

в) три сормовских дока из Камышина перевести в Горький. Подлодки должны быть в Горьком не позднее 10 мая, доки - не позднее 12 мая.

Моему заместителю - адмиралу тов. Галлер:

Дать указания начальникам центральных управлений ВМФ (УК, ТУ, АУ, МТУ, ХИМУ, УСвязи, Гидрографического управления) о выполнении всех зависящих от них мероприятий по подготовке подводных лодок к переходу, а также по обеспечению их в пути и на месте их нового базирования всеми видами вооружения, боезапаса и боевой техники.

Начальнику Главного управления портов ВМФ генерал-лейтенанту тов.Воробьеву:

Обеспечить, по кругу ведения, перевод и дальнейшее по месту базирования снабжение переводимых на север подводных лодок всеми видами довольствия.

КУЗНЕЦОВ

ЦВМУ, ф. 79, д. 39807, л. 45-47. Подлинник.

Как сообщает сайт «Великая Отечественная вой на под водой» (автор Евгений Чиров, www.sovboat.ru), подлодка М-119 (XII серии) была заложена 28 мая 1940 года под стапельным номером 292 на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород). 26 июня 1941 года субмарина спущена на воду, но в сентябре в связи с тем, что завод перешел на выпуск танков, работы на корабле прекратили. Зиму 1941/1942 года подводная лодка провела в Камышине, где по пути в Астрахань её застал ранний ледостав. Командовал кораблем старший лейтенант Колосов Константин Михайлович.

Подлодка М-122 (XII серии) была заложена в тот же день на том же заводе.  12 февраля 1941 года подводная лодка спущена на воду, но в связи с началом войны сентябре 1941 года работы на ней прекратили, а перед ледоставом перевели для достройки в Баку (по другим данным в Камышин). Командовал кораблем старший лейтенант Бурденко Владимир Николаевич.


Автор: Леонид Смелов
Фото: http://www.sovboat.ru/ship/m119.php3
На фото: Подводная лодка «М-119».
Код для вставки на сайт или в блог



РЕДАКЦИЯ: Комментирование данной темы закрыто. Причина: За истечением срока давности.

Люди комментируют

три сормовских дока из Камышина перевести в
Даже сормоские доки гоняли. В музее "Красное Сормово" видел макет Транспортный док для транспортировки подводных лодок по внутренним водным путям. Получается, лодки не под водой были. Или их прятали от бомбежки под водой.
Окак [Гость] @ 10 марта 2018, 14:24
Мне больше всего понравилось четкий конкретный приказ, со всеми ответственными лицами ... и попробуйте кто не исполнить...
Все продумано, все спланированно [Гость] @ 10 марта 2018, 15:30
Совковые сказки
Сказка Баженова [Гость] @ 10 марта 2018, 20:11
Это друг не сказки. В Горьком давно об этом пишут в своих воспоминаниях, как пароходами доставляли на завод "Красное Сормово" на ремонт (буксирами) подлодки, а на самих пароходах много траков для гусениц танков со Сталинградского тракторного завода. А вот как описывались события: "На пятый день пути пароход подошёл к Камышину. Этой ночью сормовичи стали свидетелями массированного налёта вражеской авиации на город. Вот ещё одна выдержка из воспоминаний М.Н. Фадеева: «Бомбёжка шла в течение полутора часов, и хорошо было видно, как безнаказанно вражеская авиация расстреливала мирный город. Среди ночи вдруг вспыхнул пожар. Огромные факелы горевшей баржи с бензином освещали и город, и наш пароход. Неожиданно, совсем близко от нас, после взрыва загорелись ещё две большие нефтеналивные баржи. Уже утром, проходя мимо них, мы видели бушующее море пламени, горели баржи от носа до кормы..."
моряк [Гость] @ 11 марта 2018, 06:37
Огонь потребовал от капитана объявить пожарную тревогу и привести все противопожарные средства в боевую готовность, так как идя от них на расстоянии ста метров, пароход нагревался от пламени барж. Успокаивало лишь то, что горевшие баржи стояли на якорях, иначе эти «два пылающих костра» могли бы причинить много бедствий».
На пристани в Камышине сормовичи узнали, что был разбомблён пассажирский теплоход «Александр Невский» с эвакуированными сталинградцами, в большинстве там были дети. Также пароход «Марксистка» подорвался на мине.
Пришла ещё одна беда, закончилось продовольствие. В Камышине хлебные карточки отоварить не удалось. «Делились продовольствием все пассажиры между собой, но и это кончилось, а дети хотели есть. Мы с Василием Павловичем раздали все, что имели с собой съестное, а хлебные свои карточки отоварили лишь в Саратове, придя в город глубокой ночью», — пишет в своих мемуарах Михаил Николаевич.
моряк [Гость] @ 11 марта 2018, 06:37
Закончил свой очерк автор словами: «В истёкшем году в мемориале Волгограда на Мамаевом кургане я ещё раз преклонился перед величием нашего народа, не покорённого врагом».
К концу 1942 года завод «Красное Сормово» выпускал 9-10 танков ежесуточно. В месяц завод давал фронту до 350 танков. А за весь 1942 год построил 2584 боевые машины и ещё 222 танка капитально отремонтировал.
моряк [Гость] @ 11 марта 2018, 06:38

Совковые сказки
Сказка Баженова [Гость] @ 10 марта 2018, 20:11

Вообще-то Сормово имеет историю еще со времен царя.


Знаменито «Сормово» в первую очередь кораблестроением. В 1849 году товарищество «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство» открыло машинную фабрику недалеко от деревни Сормово, и уже на следующий год на воду был спущен первый пароход — забежка «Ласточка», а вскоре — и двухтрубный кабестан «Астрахань».
В 1871 году на верфи был построен первый на Волге грузопассажирский двухпалубный пароход т.н. «американского типа», передовой для своего времени образец.
дизель-электроходы «Вандал» и «Сармат» вообще не имели в мире аналогов и были первыми в мире дизель-электроходами. Эти речные нефтеналивные суда сошли с сормовских стапелей в 1903-1904 годах.
И так далее. Учи историю, сынок.
Старый [Гость] @ 11 марта 2018, 10:25
Главные новости
Самое обсуждаемое
Афиши Камышина
<А я ищу тебя среди толпы И мысль все никак не покидает>

<Триста дней тишины. Прокатилась какая-то буря/ По просторам Сетей – и умолк, и ослеп Интернет...>

<Среди бесчисленных мужчин, Искать защитника так сложно. Кто верен - тот непобедим, И дух сломить мой невозможно. >