Спектакль «Дракон» (реж. А. Штендлер). Камышинский драмтеатр.«Зачем мы ходим в театр? Зачем мы так любим театр?» — спрашивал В.Г. Белинский и сам себе отвечал: «Затем, что он освежает нашу душу мощными и разнообразными впечатлениями и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни!».

К этим словам можно прибавить десятки изречений других великих людей, называвших театр и «всенародной школой», и «кафедрой, с которой можно много сказать миру добра», и «высшей инстанцией для решения жизненных вопросов». Тысячелетия прошли с момента зарождения театра в Древней Греции, роль театра осталась прежней: он не только развлекает нас, а заставляет думать о мире, в котором мы живем, помогает понять себя, стать умнее, честнее, лучше.

Заканчивается 108-ой театральный сезон в нашем городе. Я посмотрела все спектакли по два раза, и не скажу, что как-то поумнела. А вот стала немного честнее, это точно. Особенно поразмыслив над спектаклем Александра Штендлера «Дракон». Ведь это, в сущности, модель нашего общества. Что бы ни пришло нашим верхам в голову, низы обязательно поддержат, оправдают, простят. «Мы поем и пляшем дружно, потому что это нужно». У меня это полувековая привычка.

«Легенда» Евгения Шварца настолько правдива и остра, постановка Александра Штендлера оригинальна и многозначна, коллектив театра так умно, так творчески находит все новые и неожиданные нюансы, что спектаклю суждена долгая жизнь.

Куда только не заносила зрителей наша сцена в минувшем сезоне! Побывали в Грузии и Украине, во Франции и в Англии, в российской глубинке и Америке, в реальном и загробном мирах, в детских сказках и философских раздумьях.

Сами спектакли, их режиссеров и актеров-исполнителей еще оценит квалифицированное фестивальное жюри во главе с нашим самым активным, всей душой болеющим за судьбы камышинской культуры, журналистом Ларисой Вадимовной Повышевой. Назову только тех, кто меня особенно порадовал в уходящем сезоне.

Интереснейший образ Бургомистра в «Драконе» создал Алексей Лобойко. Быть руководящим лицом в тоталитарном государстве тяжко до сумасшествия. А вот, если сам стал главой, то дави, как до тебя было.  Богатство мимики отменное, динамика исключительная. Очень хорош противоречивый контакт с Александром Ферховым. И рядом униженный, угнетенный, запуганный архивариус  Шарлемань. Жертва произвола. Юрий Щербинин ушел в эту роль с полной самоотдачей, воистину самоотверженно.

Открытием для камышан стала новая актриса Ксения Криницына-Сажина. Воинственная Мартина в «Лекаре поневоле», смертельно раненая любовью жена Валентина в спектакле «Смешное у тебя имя». Безответно влюбленная, с печальной перспективой, она рвет наши нервы на части.

Развернулась в новом сезоне Мария Клыпина. Кокетливая и соблазнительная в «Примадоннах», в спектакле «Городок провинциальный» она искренне любит, не в силах вынести измену и покушается на самоубийство.

Это перечисление можно удвоить и утроить. Недостаток уже третий год один — совсем нет в репертуаре российской классики. В октябре исполнится 200 лет со дня рождения И.С. Тургенева. «Месяц в деревне» и «Нахлебника» в Камышине ставили, но давно. Можно повторить. А можно и что-то другое выбрать из его огромного художественного наследия. Так хочется видеть Светлану Смирнову и Марию Клыпину в локонах, бальных платьях, с веером. Чем не тургеневские барышни? Пел и танцевал в концерте Петр Суханов во фраке. Любо посмотреть.

И все же больше всего я любуюсь в театре зрителями. Нарядные, предупредительные, они слушают затаив дыхание, смотрят во все глаза, весело смеются всем залом, уходят из театра счастливыми. Зритель — это тоже талант. И чем больше зрителей, тем талантливее и красивее наш город.

Когда-то В.К. Геворгян очень гордился тем, что наш театр не поддается столичным новшествам. Наши артисты не щеголяют нагишом, не ругаются на сцене матом, не допускают двусмысленных и пошлых шуточек.

Эта традиция свято сохраняется, чего не скажешь о телевидении. Наверное, все обратили внимание, что по телевизору в качестве образцового юмора преподносится откровение чьего-то любовника, которого уже моль в шкафу узнает и каждый раз здоровается.

Незабываемый киноактер Лев Константинович Дуров сетовал: «Все телевизионные юморески построены на чем? Женщины у нас все изменщицы и идиотки. А мужики — алкоголики и придурки. Ведь так можно нацию опустить, чтобы людьми было легче управлять».

Наш театр ставит совершенно другие цели. На заключительном, уже пятом, фестивале «Таланты и поклонники»» от «Дракона» до «Сталинграда» через веселые комедии, волнующую мелодраму, через потрясающую до глубины души литературно-музыкальную композицию театр зовет к человечности, к красоте, к служению родной стране и радости жизни.

В субботу, 26 мая, на праздничном закрытии сезона мы все это почувствуем с новой силой.