В 1913 году Уездное земское собрание, заседавшее в Земском доме (сегодня Камышинский историко-краеведческий музей), заслушало доклад «По сооружению телефонной сети в уезде». Отметим, что в самом Камышине телефон уже давно был, но уезд оставался «на первобытном уровне».

Первым пунктом было решено: «Возбудить ходатайство о разрешении строить телефон». Вторым пунктом было постановлено решить вопрос с «заготовкою столбов, развозкою и постановкою их на места…». Дело затевалось большее — соответственно, требовало денег. Поэтому земское собрание решило обратиться за кредитом в сумме 150 тысяч рублей (очень большие по тем временам деньги).

Телефон компании Ericsson. Начало XX века.
Телефон компании Ericsson. Начало XX века.

В итоге, одних столбов предварительно закупили 11 тысяч штук, а каждый, как скрупулезно подсчитала специальная комиссия «по сооружению телефона» стоил 1 руб. 20 коп.

Но столбы — столбами (вопрос быстро решили на местном уровне), а требовалось главное: как сказали бы сегодня, современные технологии. И комиссия обратилась к фирмам с просьбой предоставить сметы. Откликнулись три: Акционерное общество телефонных сооружений в Москве, Артель русских инженеров в Харькове и Бюро телефонных сооружений в Москве.

Самое дешевое предложение поступило от «Бюро телефонных сооружений». Там готовы были исполнить заказ за 61 777 рублей. Однако комиссия акцентировала внимание на то, что «эта фирма еще не зарекомендовала себя… Из других земств ни у кого телефон не строила…».

Далее следовал вывод: «Так что увлекаться дешевизной, не имея гарантии, что телефон будет великолепно работать, не следует».

Стали разбираться с другими фирмами. И выяснили, что разница в цене, которая есть в их предложениях, складывается из разницы телефонных аппаратов. Одни предлагают установить телефоны Дина-Полякова, а вторые — Эрикссона (знакомая марка даже в наши дни, не так ли?). Углубились еще: сравнили даже проволоку (4 руб 25 коп за пуд!) и изоляторы. Посмотрели места, где работали фирмы, и остановили выбор на Артели русских инженеров в Харькове.

Итоговым решением было вынесено поручение комиссии по сооружению телефона: «Выработать окончательный проект соглашения с фирмой, заключить его, чтобы можно было с весны 1914 года приступить к сооружению телефонной сети».