Фраза о «привлечении широких кругов общественности и экспертов» к обсуждению того или иного законопроекта, скоро, похоже, станет одной из самых цитируемых во властных кругах России.

Признаемся, что эта фраза — не нова, и произносилась часто и в былые годы. Однако после внесения изменений в пенсионное законодательство, которыми на пять лет повысили возраст выхода на пенсию мужчинам и женщинам, это выражение приобрело уже больно «остроколющий» вид.

Если вспомнить, то при продвижении пенсионной реформы  обращения к «широкой общественности» и «экспертному сообществу» звучали, как никогда, часто. Народ, естественно, тут же сделал вывод: чем больше повторяют, тем меньше хотяу реально услышать. И был в очередной раз прав: несмотря на протест россиян, реформу приняли практически в изначальном варианте.

Ну а общественность? А её вроде как услышали. Даже по чьей-то грамотно выстроенной системе провели парламентско-общественные слушания. Только в сухом остатке этого мероприятия мало, чего осталось. А если возвратиться к «грамотно выстроенной системе», то можно вспомнить, как стартовала пенсионная реформа. Правительство внесло закон в Госдуму. И тут — о, чудо! — все региональные парламенты, буквально, выстроились в очередь подтвердить, насколько нужный это закон. Одобрения сыпались со всех сторон, а курировал этот процесс, похоже, не кто-нибудь, а председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Ведь именно он высказал  недовольство темпами обсуждения пенсионной реформы региональными парламентами.  И он же указал на то, что недопустимо уходить некоторым законодательным собраниям в отпуска. Ведь это «исключает диалог с населением и выслушивание предложений людей по пенсионной реформе».

Какой отпуск вам? Как же — глас народа, глас регионов, то есть «привлечение широких кругов общественности». Депутаты из областей, республик и краёв, правда, вряд ли слушали своих избирателей, но «одобрям-с» федеральному центру они дружно воскликнули.

Сейчас наступает время дальнейшего «затягивания поясов»: например, увеличения тарифов ОСАГО. И вот уже глава комитета по финансовому рынку Госдумы заявляет: «Тема ОСАГО — социально чувствительная... «Тема требуют широкой дискуссии с привлечением экспертного сообщества», — заключил Анатолий Аксаков.

И фразу продолжают тираживать... Конечно, и ранее многие реформы, которые били по людям, подавались «под соусом» заботы о стране и сохранении бюджета. Однако сейчас подобные обращения «к широкой общественности» стали выглядеть особо цинично. Кто и кого там слушает? Да никто, похоже, и никого.