8 февраля в выставочном зале Волгоградского музея изобразительного искусства имени И. И. Машкова начала работу выставка «Небесные покровители России», посвященная Орденскому празднику России Дню Святого Георгия. Для тех, кто еще не очень разбирается в новых праздниках, поясним: День святого Георгия учрежден императрицей Екатериной Великой в 1769 году и восстановлен Владимиром Путиным в 2007 году, как День Героев Отечества. Выставка, которая продлится до 14 марта, также посвящена 68-ой годовщине Победы в Сталинградской битве.

Святой Георгий Победоносец один из наиболее значимых православных образов героев.

А зримые образы национальных православных героев, по словам устроителей выставки, помогают преодолевать жизненные трудности и выстраивать свой путь соразмерно их подвигу. Оставаясь в народной памяти, чудеса святых великомучеников и воинов формируют мышление и личностный путь восхождения соборности каждого человека, способствуют формированию личных идеалов и патриотических подвигов современного человека.

Первыми образы святых воинов воплотили иконописцы художественных школ Византии и средневековой Руси. Иконописец приступая к работе всегда помнил, что осмеливается писать своей рукой вечное и Божественное. Новгородская икона ХV века «Чудо святого Георгия о змие» показывает битву между добром и злом, создавалась в молении как сокровенное искусство, видимое внутренними очами, то есть богомысленно, являясь светлым образом духовного делания. Современному художнику трудно соответствовать средневековому иконописцу, в бытие которого развитие православной традиции формировалось и поддерживалось монахами, иконописцами и зодчими, являвшимися носителями ментальной памяти народа. В ХVII — ХVIII веках началось проникновение светских (западных) элементов, а в ХIХ веке экспериментального искусства в каноны православной иконописи. Всеобщий атеизм ХХ века разрушил тончайшие нити предстояния и неустанного душевного радения перед Богом, привел к ослаблению веры в заповеди Священного писания.

Талантливые петербуржские мастера начала XXI века, используя различные приемы и техники «прикоснулись» к сокровенному искусству, стирающему все преграды времени. Вольные по своей творческой свободе и необученные основам традиционной канонической иконописи, для многих из которых каноном становится не только ортодоксальная иконография, но и примитивная «деревенская» икона XIX — начала ХХ веков, сохранившаяся в небольшом количестве русских деревень и провинциальных городов. Художники, обратившись к православной иконе, стремятся показать образ символической природы, в котором изначально заложенный иконописный канон представляется не как система приемов, а как сущностный принцип веры простого человека и защитника Отчизны. Религиозное сокровенное чувство художников представлено в этих произведениях как некая связь с высшими силами мира, дающая возможность творить «по образу и подобию» средневековых мастеров. Многослойный массив ярких впечатлений находит свое отображение в искренне-светлых ликах святых и событиях сегодняшнего дня, сообщает пресс-центр Волгоградского Музея Изобразительных Искусств им. И.И. Машкова.