Когнитивный модуль – термин, используемый в теории модульности ума (учении о том, что разум, по крайней мере частично, состоит из врожденных нейронных структур или модулей, которые обладают четко выраженными эволюционно развитыми функциями) и в теории естественного интеллекта. Когнитивный модуль является специальным инструментом или субблоком (совокупностью компонентов), который может быть использован другими структурами психики для решения познавательных задач.

Вопрос об их существовании и происхождении – важная тема в когнитивной науке и эволюционной психологии. Некоторые исследователи считают, что когнитивные модули выступают самостоятельной частью интеллектуальной сферы.Другие расценивают новые шаблоны мышления, обретенные с опытом, как когнитивные модули.

Имеются иные теории, подобные когнитивному модулю: когнитивное описание, когнитивные шаблоны,
гипноз и психологический механизм. Механизм, сформированный в процессе эволюции, известен как развитый (эволюционировавший) психологический механизм.

Примеры когнитивных модулей

  • Модули, контролирующие движение рук при езде на велосипеде, предотвращающие падение за счет совершение незначительных поворотов влево и вправо.
  • Модули, позволяющие баскетболисту направить мяч точно в корзину, отслеживая баллистическую траекторию (линию полета).
  • Модули, распознающие чувство голода и сообщающие о необходимости приема пищи. У них различные стрессовые эмоции, не связанные с голодом, могут ошибочно трактоваться, как чувство голода, что заставляет их принимать еду.
  • Модули, позволяющие ценить красивый цветок, картину или человека.
  • Модули, позволяющие эффективно распознавать лица. Они обнаружены также у макак и существуюту двухмесячных младенцев.
  • Модули, заставляющие испытывать ревность к друзьям своих партнеров.
  • Модули, вычисляющие скорость движущихся навстречу автомобилей и сообщающие, есть ли время, чтобы пересечь дорогу, не столкнувшись с указанными транспортными средствами.
  • Модули, заставляющие родителей любить и заботиться о своих детях.
  • Модули, управляющие либидо.
  • Модули, которые распознают специфические движения животных.
  • Модуль выбора реакции «бей или беги».

Психотические расстройства: неконтролируемые зашкаливающие когнитивные модули

Многие распространенные психологические проблемы и личностные расстройства вызваны когнитивными модулями, протекающими бурно и бесконтрольно.

  • Ревность. Распространенной причиной ненужного конфликта в отношениях выступает то, что мужчина ревнует женщину к ее предыдущим сексуальным партнерам, существующим до встречи с ним. Все люди рождаются с базовым модулем ревности, разработанным в ходе эволюции для того, чтобы защитить супруга и проявлять агрессию к конкурентам для обеспечения личного отцовства и предотвращения рождения внебрачных детей. Если этот модуль активирован до слишком высокого градуса, он становится расстройством личности.
  • Домогательство (преследование). Экстремальное психотическое расстройство, родственное ревности – домогательство. Сталкер(преследователь) – человек (обычно мужчина), который ведет себя так, как будто он имеет какую-то связь с другойперсоной (обычно с женщиной), которая им не интересуется. Есть также женщины, которые домогаются мужчин, мужчины, преследующие мужчин, и женщины, преследующие женщин, но самым распространенным вариантом является мужчина, домогающийся женщину. В современной западной культуре такое поведение вызывает сильное неодобрение.
  • Паранойя. Относиться с подозрением к другим людям – психологическая особенность, предназначенная для защиты от ощущаемых секретных умыслов других, направленных против нас. Этот основной когнитивный модуль человека крайне полезен для выживания. Но у некоторых людей это свойство превращается в необоснованную подозрительность, когда на самом деле отсутствуют какие-либо заговоры. Такое поведение обозначается психиатрами как параноидная шизофрения или при более мягких проявлениях – как параноидальное расстройство личности. Такие расстройства возникают, когда когнитивный модуль подозрительности запускается слишком часто и слишком интенсивен для провоцирующих факторов, которые не приводят этот механизм в действие у здоровых людей.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. При этом довольно распространенном расстройстве человек будет неоднократно проверять, например, закрыта ли дверь. Он может многократно мыть руки или другие части тела, иногда часами, для обеспечения чистоты. Опять же, это расстройство является нарушением нормальной адаптации у людей, проверяющих, заперта ли дверь, моющих руки для гарантии чистоты и т.д.
  • Перенос.Когнитивный модуль, разработанный для решения конкретной проблемы, иногда может срабатывать в неподходящий момент в других ситуациях. Можно сердиться на своего босса, но перенести свою злость на другого человека. Часто такой перенос бессознателен. В психотерапии пациент становится осведомленным об этом, что позволяет легче модифицировать неподходящее ситуации поведение.
  • Теория сублимации Зигмунда Фрейда. Фрейд также представил идею бессознательного, которая интерпретируется как когнитивные модули, где человек не осведомлен об исходной причине их образования и может использовать их неподобающе.
  • Шизофрения. Это психотическое расстройство, когда когнитивные модули запускаются слишком часто, подавляя разум ненадлежащей информацией. Неспособность репрессировать неподобающую информацию является причиной шизофрении.

Лечение психотических расстройств, связанных с когнитивными модулями

Когнитивная гипнотерапия – психотерапевтический метод, который помогает людям лучше понимать существующие у них когнитивные модули, заставляющие делать определенные вещи, и обучает их альтернативным, более подходящим модулям, которые будут использоваться в будущем.

Психоаналитический взгляд на когнитивные модули

Согласно психоаналитической теории, многие когнитивные модули бессознательны и подавлены для того, чтобы избежать умственных конфликтов. Такой способ защиты предназначен для модулей, подавляющих осознание других конструктов. Бессознательные когнитивные модули могут влиять на наше поведение и оставаться неосознаваемыми.

Эволюционная психология

В исследовательском поле эволюционной психологии считается, что некоторые когнитивные модули наследуются, а некоторые создаются путем обучения. Но создание новых модулей путем обучения часто осуществляется с помощью унаследованных конструктов.

Например, способность управлять автомобилем или делать броски в баскетболе – приобретенные в ходе обучения, а не унаследованные модули. Но эти конструкты могут использовать наследуемые модули для быстрого определения траектории движений.

Существует некоторое разногласие между разными социологами касательно важности возможностей человеческого разума, связанных с унаследованными модулями. Эволюционные психологи утверждают, что другие социологи не согласны с тем, что некоторые модули частично унаследованы. Другие социологи убеждены, что эволюционные психологи преувеличивают важность унаследованных когнитивных модулей.

Память и творческое мышление

Очень важным аспектом того, как люди думают, является способность, столкнувшись с ситуацией или проблемой, находить более или менее похожий, но не идентичный опыт или когнитивные модули. Это можно сравнить с тем, что произойдет, если вы услышите звук фортепиано. Клавиша пианино, соответствующая конкретному музыкальному звуку, вибрирует. Но и другие соседние клавиши будут вибрировать, но в меньшей степени.

Как делает выбор человеческий разум – неизвестно. Но считается, что при столкновении с ситуацией или проблемой, одновременно активируется множество различных модулей, и разум выбирает наиболее полезные для понимания ситуации или решения проблемы.

Мораль и закон

У большинства законопослушных людей существуют когнитивные модули, которые не позволяют им совершать преступления. Преступники обладают иными модулями, запускающими противоправное поведение. Таким образом, когнитивные модули могут быть причиной как этичного, так и неэтичного поведения.