Сегодня, 31 октября, в канун Дня всех святых, отмечается Хэллоуин.

В конце девяностых в России праздник поначалу стали отмечать достаточно дружно и разнообразно, но потом сошлись во мнении: традиция – не наша, а стало быть, отмечать особо не следует. Все-таки у нас своя история, которая уходит глубокими корнями в далекое-далекое прошлое. Где-то праздник заменяют Днем лешего, а где-то, как, например, в Воронежском зоопарке в этот день кормят животных тыквой.

Историки, этнографы, фольклористы и те, кто интересуется судьбами народов и их праздниками, давно определили: нынешний Хэллоуин – это осовремененная калька (возможно, даже отголосок) кельтского языческого праздника Самайна (Samhain). Считается, что история современного Хэллоуина началась приблизительно в VIII веке, когда христиане Англии, Шотландии и Ирландии начали заменять языческий Самайн на День всех святых.

Спустя века Самайн превратился в День Всех Святых (All Hallows' Day). Этот праздник отмечают 1 ноября. А вечер накануне Дня Всех Святых стали называть All Hallow e'en – собственно, Хэллоуин.

Но возвратимся к древним кельтам, которые верили, что в эту ночь соединяются два мира - наш и потусторонний. Поэтому в мир людей могли попасть духи умерших родственников, а также потусторонние силы – например, эльфы. В наши дни довольно много рассказывается о кельских верованиях, но из-за давности лет никто точно не может описать полную картину их мира. Известно, что она была сложной и многогранной, как и всех язычников.

Как, например, у славян, где также существовала ночь, когда два мира – наш и потусторонний соединялись. Это Велесова ночь, которую (что за совпадение!) отмечали с 31 октября (листопада) на 1 ноября (груденя). В эту ночь Навь (потусторонний мир) и Явь (наш мир) становились одним целым: между ними возникали некие врата, сквозь которые могли прийти духи умерших родственников.

Ворота между навью и Явью были распахнуты до первых петухов. Праздник не имел никаких пугающих традиций: считалось, что духи предков приходят в наш мир одарить благословлением и наставлением.

Следует отметить еще одно важное общее начало языческих праздников. Они прославляют жизнь. То есть в ночь, когда границы миров исчезают и рядом может возникнуть либо дух предка, либо некое волшебное существо (как домовой), следует осознать, что в этом мире, в своем физическом теле следует радоваться каждой минуте бытия. Именно поэтому Самайн и Велесова ночь – праздники, причем семейные.

Конечно, детей в Ирландии куда больше манили феи, которые прятались под осиной, а на Руси чадо пугливо всматривалось, нет ли Лешего у Боярышника. Но, в целом, отмечали праздник радости бытия, ведь ночь соединения миров была лишь одна, а наутро вновь продолжалась жизнь.