Владимир Путин и Синдзо АбэТри дня президент России Владимир Путин пробыл в Сингапуре на саммите АСЕАН.

В течение этого времени он встретился в главами Индии, Сингапура, Китая и другими, включая США. Однако главной темой обсуждения политологов стала встреча, а точнее, её возможные итоги с премьер-министром Японии Синдзо Абэ.

Любопытно, что японские средства массовой информации озвучили в качестве главного такой итог встречи: лидер страны Восходящего солнца пообещал российскому президенту, что в случае передачи южных островов Курил там не будут размещены военные базы США. То есть подспудно была подана мысль, что вопрос передачи островов якобы уже урегулирован, но Россия опасается размещения военных баз.

Европейские СМИ высказались в более нейтральном ключе. Тем временем сам Владимир Путин дал комментарий российским журналистам, пояснив позицию страны в этом вопросе.

Глава государства согласился с тем, что обе стороны возвратились к так называемой «декларации 1956 года». Как отметил Путин: «Именно об этом просили нас наши японские партнёры». Декларацией предусмотрены договоренности в разных сферах, в том числе о государственной границе и по территориальному размежеванию.

«О чём там говорится?» — спросил Путин журналистов. И сам же пояснил: «О том, что Советский Союз после подписания мирного договора готов передать два острова — два южных острова Японии. Не говорится, на каком основании передать, не говорится, под чьим суверенитетом эти острова останутся, не говорится, на каком основании это будет сделано...».

Глава государства уточнил, что Япония ранее отказывалась от реализации этих соглашений, а для России в настоящее время «это предмет серьёзной проработки».

Между тем, аналитики и политологи поспешили заявить: Россия начала некоторым образом заигрывать с Японией. Ранее позиция державы по территориальному вопросу была жесткой и неизменной. А ныне прямо сказано о некоей «передаче», хотя и с оговоркой про «проработку». Таким образом, начат некий церемониал перед последующим главным действием. Каким? Покажет время.

Очевидно главное: Россия испытывает серьезные трудности — санкции США и европейских стран, как бы от них не отнекивались, несут проблемы за проблемами. В современном мире нельзя оставаться островом, на котором не действуют общемировые реалии экономики, образования, бизнеса и проч-проч. Россия торгует с иностранными странами, Россия импортирует, включена в систему бирж, а санкции перекрывают многие возможности.

Однако те же аналитики остерегают высшую российскую власть от занятий политическими играми с Японией. Страна Восходящего солнца, в отличие от России, хоть и была включена в общемировую экономику, но всегда была как в прямом, так и в переносном смысле «островом»: ставила и решала только свои стратегические задачи. То же самое можно сказать о всех боевых действиях Японии.

Заявлением о неразмещении американских военных баз Абэ будто уже признал соглашение решенным. Дескать, осталась «мелкая заковыка», но мы её урегулируем.

Видимо, в России так не считают. Тем не менее переговоры идут, и, пожалуй, впервые они могут сдвинуться с мертвой точки. Впрочем, иной раз шаг с такой позиции приводит к другой мертвой точке, и церемониальный танец на этом заканчивается.