Города России стали превращаться в некий «усредненный» набор: жилые дома и «букет» магазинов, которые практически одинаковы повсеместно. Конечно, можно сказать: а в том-то городе провели ремонт центральной улицы, а вот в том-то — замостили набережную. И это не может не радовать. Но давайте оглянемся вокруг...

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года среди 1100 городов России 163 города имели численность населения более 100 тысяч жителей. Что же представляют из себя эти 163 города?

Один и тот же набор сетевых магазинов. Сетевики — что те хищники: поначалу вытеснили частные магазины с их лаконичной вывеской «Продукты», а затем стали  захватывать квадратные метры недвижимости. С первых этажей зданий съезжают различные кафе и мелкие торговые точки и появляется универсам. Отдельно можно с горечью констатировать: зачастую сетевики занимают и бывшие библиотеки, и иные площади учреждений, в которые была натоптана народная тропа. Хотя закрытие подобных просветительских учреждений и выставление бывшего муниципального имущества на продажу — конечно, не их вина.

Сетевики идут дальше: они строят быстроводимые конструкции, которые также молниеносно превращаются в универсамы. Принцип «шаговой доступности» воплощается с пугающей «наступательностью». Это, видимо, носит определение «перехват потребителя как можно ближе к дому».

Политолог Виталий
Арьков из Волгограда пишет: «Вообще сетевой ритейл небольшого формата — как грибы после дождя. Покупательная способность снижается, потому и ассортимент убогий. Как и качество продуктов».

При этом рядовой житель вздыхает: «Набор товаров один и тот же! Все одинаково, не найти ничего другого!». И житель прав. Это раньше в фермерской лавке было мясо, копченое на настоящих опилках. А теперь здесь — сетевой магазин. А в нем мясо — с «жидким дымом»: какое ни пробуй — всё на вкус примерно одинаково. А фермерская лавка закрылась: аренда дорогая, налоги, то, сё...

Так не покупай продукты, говорят мне, покупай сразу еду. Ну, точно! И мы видим вторую разновидность торговых точек, поработивших города провинции. Они работают, как правило, по франшизе и реализуют псевдояпонскую кухню. Суши, роллы, довезем, доставим, ешь на месте... Таковых «точек» — превеликое множество — практически столько же, сколько сетевых магазинов.

Наконец, еще одна примета: «разливайки» пива. Любой географической «ориентации»: тут тебе чешский вариант, там — немецкий, а сям — любой другой. Здесь же рыба и весь прочий набор «закусочных деликатесов», вроде чипсов или соленых орешков. Эти магазины также готовы перехватывать возможного потребителя, буквально, у подъезда. Только зайди, только нацеди...

Понятно, что мир стремится к усреднению, а бизнес нацелен на получение выгоды. Сетевики давно расчистили себе площадки — хоть в продуктовой, хоть в любой другой сфере: например, продаже бытовой техники.

Но разве не усредняются при этом города? Где теперь их красивые и «интимные» уголки? Где их очарование и уникальность? Видимо, только в исторических центрах, хотя и там между колонн барокко и шатров русского зодчества прячутся все те же сетевые магазины. Но их хотя бы не особо разглядишь снаружи.

Такой настал век. Но жить в нем стало как-то не особо уютно. Может, поэтому часть россиян готовы бросить все и убежать в деревню. Теперь уже не «в глушь, в Саратов», потому что там практически то же самое, что в любом другом городе с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек. А именно в деревню, к своему гектару. Или это тоже миф?