18 февраля Указу Президента РФ «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» исполнился год. Несомненно, важнейшей его частью следует считать поручение Правительству России подготовить и представить в шестимесячный срок предложения «О передаче медицинских вытрезвителей при органах внутренних дел Российской Федерации в ведение органов управления здравоохранением».

Прошло уже два шестимесячных срока. Есть ли подвижки?

Глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова сразу же в штыки восприняла инициативу первых лиц МВД и Президента. По её словам, медицинская составляющая в работе вытрезвителей занимает незначительное место. «Эта тема обсуждалась и обсуждается. Есть разные варианты, вплоть до варианта полного закрытия медицинских вытрезвителей как структуры. То есть юридически их быть не должно», — отметила Голикова.

По большому счету, в словах министра есть резон. Докторам в вытрезвителях делать нечего, так как туда доставляют «пациентов» максимум со средней степенью опьянения, при которой не требуется никакого медицинского вмешательства. Граждан с тяжелой степенью опьянения, находящихся в алкогольной коме, обязаны отвозить в больницу скорой помощи.

Но это в теории. На практике фельдшеры при вытрезвителях лишь констатируют степень опьянения, порой не удосуживаясь вызвать «скорую» при ухудшении состояния выпивохи. Помимо того, притчей во языцех стали жалобы на неправомерные действия сотрудников вытрезвителя от элементарного грабежа до истязаний. Всего год тому назад внимание общественности России было приковано к вытрезвителям после трагедии, разыгравшейся в Томске. Сотрудник местного вытрезвителя зверски избил 47-летнего журналиста Константина Попова, который позже скончался, не выходя из комы.

А еще бытует мнение, что сотрудники милиции превышают свои полномочия, забирая в медвытрезвители лишь слегка подвыпивших людей. С ними гораздо проще. Ведь это не грязный алкоголик, который валяется на тротуаре, а прилично одетый человек, у которого, возможно, и деньги есть, чтобы оплатить свое отрезвление. Поэтому, в случае передачи вытрезвителей в систему Минздрава, там будет оказываться реальная помощь, исчезнет задержание «для галочки», и по карманам лазать станут меньше. Однако все это станет реальностью только в одном случае: если доставлять пьяных в эти заведения будут не сотрудники милиции.

Возможно, необходимо каким-то образом объединить функции МВД и Минздравсоцразвития. Нужно, чтобы сотрудники МВД вызывали врачей, если человек сильно пьян. А забирать его должна какая-то специализированная «скорая помощь». Милиционер вообще не должен к такому человеку прикасаться, если он не совершает ничего противозаконного.

Самое печальное, что в России всегда борются со следствием проблемы, а не устанавливают её причины. Не так уж сложно отрезвить человека, порой даже варварскими способами. Важно понять, отчего он напился. Если случайно — нужно к нему не цепляться, а просто помочь добраться до дома, а находящегося в тяжелом состоянии отвезти в больницу. Если же это алкоголик, то необходимы некие реабилитационные программы. Раньше с ними худо-бедно справлялись в ЛТП. Но вот уже двадцать лет как они стали историей. В глубокой неопределенности судьба вытрезвителей. А пьянство цветет махровыми оттенками…