Старший священник Никольского кафедрального собора иерей Алексий КузнецовВ этом году Великий пост продолжается с 7 марта по 23 апреля. Пасха — 24 апреля. Великий пост разделяется на несколько недель, у каждой из них свой смысл и символика. О смысле поста и его духовном значении мы беседуем со старшим священником Никольского кафедрального собора иереем Алексием Кузнецовым.
 

— Отец Алексий, в среде верующих говорят: «Поститься не во славу свою, а во славу Божию». Стало быть, люди зачастую вкладывают разный смысл в христианский пост, где же правда?

— Древнегреческому мудрецу Сократу приписываются слова: «я ем, чтобы жить, но не живу, чтобы есть», а Фёдор Достоевский сетовал, что человек слишком широк, богатство внутреннего мира часто оказывается препятствием для обретения цельности, необходимой для достижения любой цели. Эти наблюдения Сократа и Достоевского помогут нам понять смысл христианской аскезы и православного поста.

Человек, действительно, широк. Образ Божий в его душе образует неисчислимое богатство душевных энергий, способностей, желаний и интересов. Любая из этих душевных сил дышит, живёт, развивается и требует для себя жизненного пространства. Среди этого многообразия всегда присутствует одно тонкое, часто едва различимое чувство, которое никак не обусловлено внешними условиями существования человека. Это — религиозное чувство, ощущение своей сотворённости, зависимости от Творца, это интуитивное ощущение собственного бессмертия, желания приблизиться к Богу. Тертулиан, учитель Церкви далёкого III века, писал, что душа каждого человека по природе — христианка. Более осторожно можно сказать, что душа каждого человека по природе, в самом широком смысле, — религиозна.

Но в действительности далеко не всегда это природное религиозное чувство получает развитие. По-настоящему верующих людей немного, и причина этого — всё в той же безграничной широте человеческого сердца, подмеченной Достоевским, а до него множеством святых отцов древности.

— Но широта человеческого сердца, его влечения, могут быть и разрушительны…

— Нельзя не согласиться с тем, что, имея в себе едва ли не бесконечное множество влечений, человек ограничен в возможности их полной реализации. Ни всего недолгого времени человеческой жизни, ни запаса жизненных энергий не хватит для полной реализации всех устремлений человеческого сердца. Приходится выбирать. И часто, осознанно или случайно выбирая, чему посвятить всего себя, человек ошибается и вкладывает действительно всего себя в нечто иллюзорное, неполезное, иногда разрушительное. Страсть, которая всегда ослепляет и так часто оказывается губительной, есть не что иное, как гипертрофированно развитая душевная сила, которая сама по себе не плоха и была бы полезна для человека, если бы находилась в гармонии с другими жизненными силами. Вполне обыкновенная душевная наклонность становится страстью, когда обнаруживает тягу к непомерному росту, к подавлению других сторон душевной жизни, неся деформацию личности, душевный разлад и хаос.

«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», — говорит Христос апостолам. Если сокровище наше — это наше имущество, или стремление к славе, или служение кумиру, или иная страсть, то ни на любовь к детям, ни на мир с ближними, ни на духовное совершенствование у нас просто не останется сил.

— В чем же цель христианского поста?

— Цель христианской аскезы, христианского поста состоит в том, чтобы сделать это религиозное чувство более явственным, сильным, самым сильным, основной действующей в человеке силой. А для этого нужно приглушить разноголосицу всех остальных жизненных сил.

Первая задача поста состоит в обретении человеком цельности, состояния, когда все его душевные силы гармонично выстроены вокруг духовного центра его сердца, его любви к Богу. Пост состоит в ограничении прилива энергии к наиболее непослушным, динамичным составляющим души, которые особенно склонны питаться за счет предназначенных для другого средств. Это не только, так называемые плотские страсти: чревоугодие, блуд, лень, но и душевные: честолюбие, самолюбование, гордыня, гнев, и прочее, им же несть числа. Постясь, обуздывая эти безудержно требующие своего страсти, человек получает передышку и силы для распространения своего духовного мира. Не следует думать, что наш пост нужен Богу. Пост нужен нам самим.

Вхождение в пост — дело непростое. «Как надо говеть, так и стало брюхо болеть», — говорит русская пословица. Отказываясь от привычных удовольствий, человек с огорчением обнаруживает, что становится раздражительным и обидчивым. Это означает, что высвободившаяся от траты на самые простые функции душевная энергия опять направляется не туда: не на подпитку лучших наших душевных движений, они еще слишком слабы и не требуют своего, а на подкормку того, что почти столь же примитивно, как стремление к насыщению плоти. Значит, нужно распространить пост и на эти наши душевные несовершенства, вопреки раздражению сдерживать гнев, вопреки равнодушию, через силу делать добро.

Но одними ограничениями достичь духовного совершенства невозможно. Важно не только преодолевать страсти, необходимо развивать в себе само духовное начало, учиться молитве, развивать особую духовную восприимчивость. Поэтому пост предполагает посещение богослужений в храме, чтение Псалтири, Евангелия, творений Отцов Церкви. Духовная сила всей Церкви имеет в этом процессе особое значение. Церковь потому и существует, что человеку невозможно спастись в одиночку. Духовное преображение плоти — это первый шаг, за которым следует преображение души и ума.

— Есть ли какие-либо особенности православного поста?

— Принципиальной особенностью православного поста и аскетики является то, что они нацелены на полное духовное преображение человека, а не на борьбу с какими-то отдельными страстями. Можно бороться со страстью винопития и чревоугодия в целях сохранения своего здоровья и кошелька. Можно стать целомудренным из чувства брезгливости или из страха перед ВИЧ. Но без желания полного духовного обновления эта борьба за трезвость имеет относительный смысл и относительную пользу. Непременное условие поста — глубокое покаяние, напряжённый самоанализ, стремление к перемене, к освобождению от греха, которое завершается разрешительной молитвой на исповеди.

Весь строй молитвословий Великого поста напоминает о глубоком повреждении духовной природы человека. В литературе одно из самых лаконичных описаний этого состояния мы встречаем у Пушкина:

«И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью…

Но строк печальных не смываю…»

В притче Христос сравнил Царство Небесное с незримо растущим семенем. В душе каждого из нас это семя есть. Но расти оно начнёт только тогда, когда получит всё необходимое для роста. И тогда незаметно и медленно мы будем становиться добрее и терпимее, снисходительнее и мудрее.

Свои вопросы о соблюдении поста, жизни православного христианина и другие вы можете оставить на сайте infokam.su.